Люди любят вино.
Люди любят музыку.
Люди любят заниматься любовью под вино и музыку.
Последнее не лишено оснований, хотя пока и не подтверждено серьезными научными изысканиями. В отличие, например, от исследований о влиянии музыки на восприятие вкуса вина.
Доклад на эту тему был представлен широкой общественности Эдинбургским университетом Хериот-Ватт еще 14 лет назад. Тогда ученые опубликовали результаты своих наблюдений за 250 добровольцами, которые пили красные и белые вина во время прослушивания музыки и в тишине. Поразительно, но в рамках эксперимента было доказано, что вкус вина может меняться на 60% в зависимости от музыкального произведения.
Однако самым главным итогом исследования шотландцев стало то, что другие ученые подхватили их потрясающую «винно-научную» эстафету и продолжают исследования до сих пор.
Чайковский для бордо
В 2013 году команда профессора Чарльза Спенсера из Оксфордского университета провела два разных эксперимента с группами по 25 человек. Согласно одному из их выводов, участники воспринимали вино как более сладкое на вкус и больше наслаждались им, слушая «подходящую музыку», чем дегустируя напиток в тишине.
Таким образом, самый простой способ улучшить вкус вина – это слушать музыку, которая нравится.
По мнению ученых, синергия между двумя формами искусства происходит «из-за передачи ощущений, переноса любви к музыке на любовь к вину». Поэтому для настоящих ценителей вина и классической музыки «Струнный квартет № 1 ре мажор» П.Чайковского оказался хорошим сочетанием для Château Margaux 2004 года.
В новой области научных исследований, надо отметить, ученые из разных стран мира оказались на редкость единодушны.
Неопровержимы доказательства того, что музыка действительно влияет на восприятие вкуса и аромата,
убежден Дэмиен Уилсон, профессор маркетинга в Институте винного бизнеса из Калифорнии (США).
Нет никаких сомнений в том, что музыка напрямую влияет на наши эмоции, и эти подсознательные чувства могут изменить то, как мы воспринимаем стимулы через наши органы чувств,
соглашается с американским коллегой профессор Ларри Локшин из Университета Южной Австралии.
Наш вкус и запах – это реакция на раздражители, и эти раздражители не электрический сигнал, как видеофайл, а каскад химических взаимодействий между нервными окончаниями,
подчеркивает Локшин.
Что послушать, чтобы «услышать» вино?
В 2018 году сотрудники Лаборатории кросс-модальных исследований в Оксфордском университете официально заявили, что «строгие эмпирические исследования сумели убедительно продемонстрировать общие связи между слухом и вкусом вина». В связи с этим известный австралийский винный обозреватель Марк Шилд даже предложил «забыть о числовых значениях для оценки вин и вместо этого просто оценивать их, сопоставляя с определенными музыкальными произведениями».
Между тем, на вопрос, какая именно музыка наиболее благотворно влияет на те или иные сорта и стили вина, его вкус и «раскрываемость букета» однозначного ответа нет. Исследования показывают, что разная музыка может оказывать различное воздействие. Классика и фолк, джаз и рок, рэп и поп-музыка воспринимаются и доставляют удовольствие по-разному, поэтому один музыкальный стиль не может иметь одинаковый эффект на разных людей.
В этом смысле, вероятно, успешным будет тот, кто сможет навязать свое мнение. Так, испанский производитель игристых вин – кавы – Castell Sant Antoni недавно выпустил линейку премиального вина Jazz Nature вместе с джазовым альбомом. По задумке виноделов «кава и звуки джаза должны дополнять друг друга таким образом, чтобы позволить получить потребителю уникальный дегустационный опыт».
Луч солнца, застывший в капле
Можно ли говорить о наступлении новой эпохи в распитии вин? Конечно же, нет. Музыкальное сопровождение или же, наоборот, тишина, могут быть необходимы тем, кто любит наслаждаться исключительно вином, зачастую без закусок даже в виде сыра или фруктов. Им важны цвет и аромат, вкус и послевкусие, они отличают нюансы «первого и второго носа», требовательны к температуре подачи и формам бокала, щепетильны в годах урожая, известковости или каменистости терруаров. Зачастую это профессиональные дегустаторы, сомелье, винные журналисты или обыкновенные снобы.
Настоящим любителям и ценителям вина все вышеперечисленное тоже не чуждо. Для кого-то – даже крайне критично. Но скорее всего модному «музпэйрингу» они предпочтут классический фудпэйринг (Foodpairing). Не случайно эта область знаний о сочетании продуктов и напитков с разными вкусами и запахами превращается в специальную дисциплину гастрономии как науки.
Человек, как известно, ощущает пять основных вкусов – сладкий, соленый, горький, кислый и умами, но благодаря обонянию может различать до 10 000 различных запахов. И это играет существенную роль, ведь ароматы являются ключевым фактором восприятия вкуса и, следовательно, важны для синергии пищи и вина.
Безусловно, хорошо бы многим научиться понимать вино и правильно сочетать его с блюдами. Ведь несмотря на рост продаж в Казахстане и появление действительно интересных экземпляров со всего света, краеугольным камнем в восприятии вина до сих пор является обывательское представление, что «к мясу нужно красное, а к рыбе и курице – белое».
Для тех, кто хочет развить свои навыки в пейринге блюд и вина, можно посоветовать книгу Криса Моррисона «Это не винный гид». Автор в остроумной и доступной форме рассказывает, что делает винопитие таким вкусным и запоминающимся, о том, как создать впечатление о вине, что и как пить, при каких обстоятельствах, в каких бокалах и с какой едой.
Еда, ее ароматы и текстуры являются постоянным ориентиром на протяжении всей книги просто потому, что сомелье и писатель Крис Моррисон категорически утверждает: «Вино не имеет смысла без еды».
Пьяный без вина
Однако даже если человек не «выпил свою бочку», не разбирается в сортах винограда и стилях вина, не знает, что аргентинский мальбек делает восхитительным банальный стейк, а пино нуар из Новой Зеландии превращает утку с соусом из красных фруктов в самый роскошный ужин на Земле, он может понимать главное.
Идея ведь не только в том, чтобы правильно включить вино в свой образ жизни. В конце концов, искусственный интеллект научился успешно вычислять все расчеты и алгоритмы, превращая процесс потребления пищи в волшебное действие. Это и есть самая интересная фишка фудпейринга в кулинарии и одновременно ее «секрет Полишинеля».
Философия состоит в том, что наше отношение и мышление являются ключом к тому, как наслаждаться вином или музыкой, кулинарными изысками или другими излишествами. Отсюда понятно, что основной «ингредиент» того же застолья отнюдь не еда, питье или музыка. Фундаментальная основа счастья остается неизменной – компания близких и любимых людей. А вино и музыка – всего лишь побочная тема или аккомпанемент к вечной главной Мелодии любви.