На днях правительство Казахстана объявило о поправках, введенных специально для политических чиновников. Чтобы лишиться насиженного места, теперь достаточно лишь «утратить доверие». Что это означает?
Стыдно, когда видно
Как говорится в содержании законопроекта, теперь чиновники должны особенно внимательно «фильтровать» слова и поступки, ведь тем самым они могут дискредитировать не только себя, но и ставить под удар целое государственное ведомство. Прецедентов, когда позорился один, а стыдно было всем, не счесть.
Согласно новому постановлению, если государственный служащий совершил такой проступок, он не имеет права занимать аналогичные должности в будущем.
Под проступками следует понимать деяния, связанные с коррупцией, превышение полномочий, протекционизм, принятие подарков, участие в азартных играх, неправомерное вмешательство, оказание предпочтения и другие.
При этом если чиновник «засветился» в каком-нибудь резонансном деле, но его в буквальном смысле не поймали за руку, он имеет право продолжить госслужбу, но это не гарантирует, что общественного резонанса не будет и репутация госорганов не пострадает.
В то же время, как отмечают отечественные юристы, принятие подобного закона имеет обратную сторону, с помощью которой вышестоящие лица смогут проводить чистку госорганов по своему усмотрению, увольняя неугодных «под шумок». У экспертов, которые уже высказались по этому поводу, тоже сформировался взгляд на нововведения…
Не хватает ответственности
По мнению политолога, члена национального курултая при президенте РК Казбека Майгельдинова, новая законодательная норма в первую очередь должна касаться материальных правонарушений. На примере соседней России подобные условия распространяются и на рядовых работников, сколько-нибудь связанных с ведением финансовых вопросов: кассовые, денежные операции, коррупция, воровство, порча имущества и так далее. Однако по мнению других экспертов, повышенное внимание к государственным правонарушениям и даже ужесточение наказания мало что меняет.
Как объясняет политолог Замир Каражанов, при утрате доверия политических госслужащих, конечно, могут уволить. Нюанс в том, что и до введения специального закона президент мог «отменять» всех, кого назначил, если на то есть основания. Даже без объяснений и специальных формулировок, на свое усмотрение. Впрочем, со стороны это не удивляет: человек не справился с возложенными на него обязанностями и лишился должности.
Пунктов, которые его «подвели», тоже может быть немало: полное или недостаточное исполнение нормативов государственных программ. Согласно недавнему выступлению главы государства, из широкого перечня инвестиционных проектов удалось реализовать лишь малую часть. Закономерный вопрос — почему?
По мнению экспертов, казахстанским чиновникам недостает не то что уголовной или административной ответственности за нарушение и невыполнение планов, а прежде всего моральной.
Это ответственность за принятие и реализацию своих решений. Не выполнил – должен уйти. Довел свой участок «до ручки» – должен уйти. И понимать это хорошо бы без участия президента. Этот механизм работает в других странах; об этом американский политический термин «хромая утка».
В западных государствах действует целый механизм утраты мандата доверия. Правда, он большей частью привязан к выборному процессу. Но есть еще механизм внутри парламента: если большая часть выразит недоверие правительству, это уже его отставка. Лишаются должностей премьер и министры этого кабинета,
напомнил Замир Каражанов в интервью baigenews.kz.
Спасти от уята
Как поясняют казахстанские политологи, новые поправки не приведут к оптимизации работы государственного аппарата и в идеале некоторые пункты законопроекта требуют конкретизации. Ведь за что именно чиновники теперь должны нести ответственность, понятно лишь в общих чертах. Вряд ли после введения закона недобросовестных чиновников станет проще «разоблачать».
К сожалению, в государственных структурах служащие больше опираются на авторитет своих коллег, нежели на их качества. Осложняет ситуацию и то, что люди других профессий — к примеру, врачи, учителя, экологи, зачастую далеки от политической сферы, в то время как, заняв определенные посты, они могли бы внести существенный вклад в сферы, которые знают. Но вместо них узкими вопросами занимаются люди, всего лишь накопившие стаж работы на госслужбе.
Насколько профессионально они себя показали — другой вопрос, ведь выбирать на посты просто не из кого. В то же время за последние годы численность чиновников сократили примерно на 10 тыс. человек, это несмотря на то, что в общей сложности их по-прежнему много.
Именно поэтому Казахстану нужна административная реформа госаппарата. Учитывая большое количество госслужащих, о качестве их работы говорить не приходится. Это значит, что пора провести поголовную чистку чиновников, которая позволит оставить на своих местах лишь действительно инициативных профессионалов, за которых будет не стыдно.