Пекин поставил цель стать мировым лидером в области искусственного интеллекта к 2030 году, но это было до появления ChatGPT, пишет The Guardian.
Из многих событий, которые заслуживают внимания в онлайн-дискуссиях в китайских социальных сетях в 2023 году, возможно, наиболее значимым стало появление ChatGPT. Хотя чат-бот, созданный американской компанией OpenAI, был официально запущен в конце 2022 года, только в 2023 году его беспрецедентный рост вызвал недоумение в Китае , где правительство ранее заявило о цели стать мировым лидером в области искусственного интеллекта к 2030 году.
Развитие ИИ в Китае
За последнее десятилетие внимание к ИИ в китайском обществе и цифровой культуре возросло. После вспышки Covid-19 внедрение искусственного интеллекта в школах, офисных зданиях и на заводах началось быстрыми темпами.
Распознавание лиц с помощью искусственного интеллекта используется во всем: от общественной безопасности до платежных технологий; умные очки и шлемы облегчают многим работникам выполнение своих задач; а интеллектуальные роботы стали обычным явлением в сфере услуг Китая, в торговых центрах, ресторанах и банках.
Казалось, не было никаких сомнений в том, кто выиграет технологическую гонку между орлом и драконом; но потом появился ChatGPT.
Китаю потребовались месяцы, чтобы запустить свою собственную альтернативу, модели, которые, казалось, во многих отношениях отставали от своих западных вариантов . Китайские интернет-пользователи задавались вопросом, почему так – учитывая, что Китай должен был доминировать в эпоху искусственного интеллекта.
Эксперты и блогеры предложили разные ответы: некоторые предположили, что Китай не был первым, кто запустил продукт, подобный ChatGPT, потому что технологические стартапы в Китае, как правило, фокусируются на быстрых приложениях, а не на длительных исследованиях и разработках. Другие говорили, что обучение языковым моделям в Китае было сложнее из-за богатой и сложной природы языка.
Политический фактор
Но многие, похоже, согласились с тем, что именно политическая чувствительность и китайская онлайн-среда, которая тщательно отслеживается и подвергается цензуре , усложняют разработку платформ, подобных ChatGPT.
Летом 2023 года китайские власти предложили правила для генеративного ИИ, согласно которым созданный ИИ контент, будь то изображения или текст, должен соответствовать «основным ценностям социализма» и не должен подрывать государственную власть, наносить ущерб национальному единству или распространять ложную информацию. Поставщикам услуг ИИ также было поручено не допускать чрезмерной зависимости пользователей от их услуг.
К тому времени многие технологические компании Китая запустили своих собственных чат-ботов, но для них было практически невозможно конкурировать с ChatGPT, который недоступен на материке, и при этом преодолевать многочисленные ограничения, наложенные государством. Например, если задать чат-боту Эрни компании Baidu простые вопросы о китайском руководстве, это может привести к немедленному прекращению разговора.
Осенью акции китайской компании iFlytek, занимающейся искусственным интеллектом, резко упали после того, как один из ИИ-планшетов компании, помогающий студентам выполнять домашние задания, создал эссе, содержащее некоторые критические замечания о Мао Цзэдуне. Инцидент привел к наказанию сотрудников iFlyTek и послужил предупреждением для других игроков в этой области, что их модели искусственного интеллекта должны работать в соответствии с руководящими принципами и правилами строго регулируемого киберпространства Китая.
Но означает ли все это, что революция искусственного интеллекта в Китае теряет темп? Нисколько.
Перспективы Китая
Будь то партия или народ, молодые и старые, городские и сельские – разработки ИИ затрагивают все слои общества. Социальные сети на базе искусственного интеллекта, приложения для потокового вещания и платформы электронной коммерции играют ключевую роль в цифровой экономике Китая.
Благодаря новой технологии искусственного интеллекта владельцы бизнеса теперь могут приобретать собственных влиятельных лиц , чтобы работать и продавать им в любое время дня, предлагая беспрецедентные возможности мелким китайским предпринимателям. Популярность этих дипфейков резко возросла на платформах потоковой передачи электронной коммерции в 2023 году.
Новые цифровые сотрудники могут не только отвечать на вопросы клиентов, но и определять, улыбаются ли они, и знать, когда следует отвечать кратко. Один из таких цифровых аватаров был назван сотрудником года в китайской строительной компании.
Baidu недавно объявила о своем грандиозном плане по стимулированию экономического развития сельских районов, помогая 100 000 китайским фермерам продавать свою продукцию через виртуальные прямые трансляции по всему миру.
Тем временем китайские власти работают с крупными технологическими компаниями, чтобы сделать послания Коммунистической партии максимально привлекательными и доступными для китайцев всех возрастов. Государственная газета People’s Daily представила виртуального ведущего, который быстро стал популярным.
Разные подходы
Несмотря на успех ChatGPT, прошедший год ясно показал, что, возможно, пришло время отвлечься от предполагаемой «гонки ИИ» между Западом и Китаем и вместо этого сосредоточиться на их различных подходах.
Китай подчеркивает баланс между экономическим ростом и политической стабильностью. Жесткий контроль центрального правительства над цифровыми разработками означает, что упор делается на кибер-суверенитет, коллективную поддержку, «национальную гармонию» и сохранение власти вместе с партией.
Напротив, Запад уделяет больше внимания приложениям искусственного интеллекта, которые продвигают индивидуализм, личную автономию, децентрализацию и глобализацию, принося с собой свои собственные дебаты о том, как найти баланс между индивидуальными правами и более широкими общественными интересами.
То, как ИИ применяется на Западе, не обязательно подходит для китайского рынка, и наоборот. Появление ChatGPT показывает уникальные пути орла и дракона, каждый из которых участвует в своей гонке на разных трассах. Это не означает, что нечему поучиться у тех и других – просто нужно выйти за рамки конкурентного мышления и геополитических последствий.