Categories: Общество

Трайбализм — национальная идеология казахов

Президент Центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова в интервью «Жас алаш» поделилась мнением о современном казахском обществе, а также затронула такие темы, как взаимодействия власти и народа и главные приоритеты нынешних СМИ.

Новая эра для медиа уже началась

В наше время аудиторию можно смело назвать субъектом гражданской журналистики, так как пользователи Сети распространяют информацию быстрее, нежели журналисты. Еще в 2000-х Центром «Стратегия» был проведен опрос, по результатам которого количество пользователей интернета составляло около 4%. С каждым днем эта цифра растет в геометрической прогрессии. Соответственно, читателей газет и радиослушателей становится все меньше. 

В последние годы спрос на радио начал возрастать. Я связываю это с выпуском различных подкастов. Хоть число слушателей радио и уменьшилось, оно все равно не потеряло свою аудиторию, а стабильно ее удерживает. Также следует отметить, что радио часто слушают в автотранспорте. Количество зрителей телеканалов также резко сократилось. Впрочем, ситуация не такая плачевная, как у газет и журналов. Еще в 2004 году журналы читали около 25 процентов населения,

приводит цифры Гульмира Илеуова.

Сегодня традиционные СМИ исчерпали свои силы, в то время как государственные издания слишком предвзяты. А сайты, напротив, набирают обороты — такая тенденция с 2012 года. Сегодня же количество читателей интернет-изданий уменьшается, а лидирующую позицию заняли социальные сети.

Были предположения, что телеканалы тоже со временем перестанут работать. Однако наряду с демократическими процессами в новостных программах телеканалов тоже произошли изменения. Но стоит отметить, что оперативная подача информации все еще не сформирована. На телеканалах говорят, что не хватает оборудования и журналистов. Обычные люди снимают на свои смартфоны и распространяют информацию.

Информационная служба крупных телеканалов должна работать оперативно. По этим причинам они потеряли свою аудиторию. Однако социальная сеть — это помойка. Им нужно определить истинность информации на местах. Телеканалы все еще имеют шансы. Телевидение смотрят 89,9% населения

При опросе многие респонденты отмечают, что в отечественных СМИ недостаточно образовательной и научной информации.

Что значит идеология

Социолог также поведала о том, нужна ли Казахстану новая идеология.

Мне не нравится это слово. Потому что идеология — это застывший мир, замкнутый круг. Почему в свое время люди радовались падению советской власти? Потому что Независимый Казахстан отказался от коммунистической идеологии. Теперь мы хотим создать себе что-то новое. Нам нужно определить наши основные ценности. Ценности позволяют нам смотреть широко на мир

В казахском обществе издревле существовала разветвленная родоплеменная организация, представ­лявшая собой форму объединения людей в разные иерархически организованные социальные группы (ру — на казахском). Система генеалогического родства распространя­ась на общественное сознание, семейно-брачные и социально-быто­вые отношения, идеологию, структуры власти и даже политику. Принад­лежность к тому или иному подразделению родоплеменной структу­ры могла влиять на социальное положение и престиж какой-либо группы. Гульмира Илеуова считает, родоплеменная система не должна быть идеологией для казахов. Следует помнить и о других достоинствах нации.

Мы были единственные, кто цеплялся за генеалогию клана. Как это произошло? Давайте посмотрим на последние тридцать лет. Было сказано, что сила должна быть только в великом лице. Тогда было сказано, что он должен быть только в руке шапырашты. Все это, конечно, началось сверху. В начале 2000-х социологи задавались вопросом: «Кто вы?»

При проведении опроса только пять процентов опрошенных упомянули свой клан. Было много тех, кто утверждал, что они мусульмане. Казахская национальная идея – род! Мужчины особенно гордятся своим кланом. «В советское время нас запрещали, теперь мы возвращаемся к своим корням»

«Что такое племенная структура? Она была в начальном конгрегациональном обществе. Не было равенства между людьми. Среди них был и глава клана. Он богатый человек. Остальные подчиняются ему. Мы пережили феодализм. Советский период тоже позади. Мы говорим, что живем в капиталистическом обществе. Но история героев мысленно подвела нас к родоплеменной структуре. Казахи часто жалуются на несправедливость. Теперь они создают миф о том, что было всеобщее равенство, когда они жили в племенной общине», — поделилась мнением социолог.

20 процентов населения не могут позволить себе купить одежду

Недавно Бюро национальной статистики сообщило, что население Казахстана достигло свыше 19 миллионов человек. Среди них доля казахов составляет 70,6%. Но общество по сей день делится на казахскоговорящих и русскоязычных. Гульмира Илеуова не отрицает этот факт (хоть он и беспокоит многих националистов).

Сейчас важнее сосредоточиться на более важных проблемах — к примеру, неравенство в обществе, которое особо заметно среди казахов. У других этносов, таких как уйгуры или узбеки, есть преимущество перед нами — они не делят людей на классы, напротив, поддерживают и поднимают друг-друга. Поэтому их можно смело отнести к ряду дружных наций.

У нас далеко не так. Достаточно взглянуть на разницу между горожанами и сельчанами. Жизнь сельских жителей намного сложнее. Сейчас растет число казахов. Между русскоязычными и казахоязычными абсолютно нет никакой разницы. Они все получают образование в одной школе, лечатся в одной и той же больнице. Лучше давайте требовать повышения заработной платы, улучшения качества жизни. Давай оценивать человека по его уровню профессионализма. 5% населения живут в нищете, 20% не могут позволить себе купить одежду. Вот реальные проблемы

Назарбаевы и политическая элита

В обществе часто говорят о таком понятии, как «политическая элита». Гульмира Илеуова — одна из авторов книг «Политические элиты в Центральной Азии», изданной в 2001 году. Социолог подробно описала значение слова «элита» и ее роль в политике.

Политическая элита — это правители государства. Любое общество не может существовать без политической элиты. Критиковать политическую элиту можно. Однако она принимают важные политические решения и влияет на развитие государства. В принципе, они такие же люди, как и мы, я часто вижусь с ними. Но есть и те, кого можно назвать врагом народа

Возьмем спорт и искусство. Туда отбираются те, кто является настоящим мастеров своего дела. Но даже при этом нельзя сказать, что стопроцентно отбирались только самые способные. Спортсмен употребляет допинг. Певица поет под фонограмму. Приведу пример.

Однажды моя дочь участвовала в конкурсе вокалистов. Майра Ильясова была судьей. Тогда маленькие кандидаты боролись лишь за второе место, так как знали, что первое уже переопределено. Это так омерзительно. Меритократия в определенной степени существует в спорте, музыке и литературе, и государство не контролирует это. На ум приходят слова российского оппозиционера Навального — «партия жуликов и воров». Хуже всего отсутствие какой-либо политической элиты. Потому что это группа, которая работает с людьми.

Когда устанавливается диктаторский режим и президент становится богом, каждое его обещание должно быть выполнено. В противном случае будет трагичный «январь». Ошибка Назарбаева в этом. Его политическая элита превратилась в группу Назарбаевых, которая не прислушивалась к словам массы. Чтобы донести до власти, общество также должно быть заинтересовано в формировании политической элиты. Мы должны вмешиваться в это», — рассуждает социолог.

Новый Казахстан

В Новом Казахстане проводятся реформы, происходят политические изменения. Но так как многие люди не интересуются политикой, увидеть и почувствовать внутреннюю трансформацию они не могут. Политическая элита и народ слишком далеки друг от друга. Все нужно делать систематически и шаг за шагом.

Нереально изменить все за один миг. Чтобы построить Новый Казахстан, народ должен участвовать целиком. Наши опросы показывают, что молодежь не ходит на выборы. Поэтому нужно выстроить такую культуру в их сознании. Нельзя стоять на одном месте, нужно действовать. Конечно, не путем революции,

считает Гульмира Илеуова.
Зарина Женисова

Recent Posts

Куандыка Бишимбаева приговорили к 24 годам лишения свободы

13 мая в Астане судья Айжан Кульбаева озвучила приговор Куандыку Бишимбаеву, обвиняемому в убийстве с…

8 часов ago

Кто уничтожил отрасль? Минсельхоз вводит запрет на экспорт сахара, чтобы спасти внутренний рынок

Подтвердились сообщения, что Астана полностью перекроет экспорт сахара до конца лета ради стабилизации цен и…

9 часов ago

The political scientist explained what Washington wants from Astana

Danir Ashimbayev believes that the increasing criticism of Kazakhstan by the United States is related…

12 часов ago

Урок не впрок: политолог о новой волне информационных войн

В ряде национальных компаний происходят весьма интересные процессы, пишет в своем телеграм-канале Данияр Ашимбаев. "В…

13 часов ago

Заморозки в России: мировые цены на пшеницу достигли максимума

Майские заморозки в России привели к подорожанию пшеницы во всем мире. Как пишет Bloomberg, фьючерсы…

13 часов ago

Шесть строительных компаний лишили лицензии, еще пять отказались от нее добровольно

Управление государственного архитектурно-строительного контроля Мангистауской области за прошедший год провело 55 внеплановых проверок строительных объектов.…

13 часов ago