За намерениями Китая выйти на авторынок Казахстана с новыми электромобилями стоят грандиозные планы. О нюансах геоэкономической игры рассказывает политолог Досым Сатпаев:
Больше, чем автомобили
Новость о том, что китайский автопроизводитель BYD, который является одним из главных конкурентов Tesla по продажам электромобилей в мире, собирается более активно выходить на рынок Казахстана и других стран Центральной Азии, лишь указывает на более долгосрочную стратегию Китая по укреплению своих позиций в регионе в этой сфере.
Ведь для увеличения продаж таких автомобилей в Центральной Азии необходимо не только предложить выгодный по цене продукт. Нужно создать широкую инфраструктуру для использования электромобилей, которые пока не очень популярны в регионе по причине своей дороговизны, отсутствия станций для подзарядок аккумуляторов, отсутствия качественного ремонта, нестабильной подачи электроэнергии и многого другого.
Но кто первый начнет окучивать эти грядки, тот и снимет хороший урожай. Судя по всему, в Пекине это понимают и собираются вложиться.
Хотя возникает такое ощущение, что в этой сфере приоритетным партнером для Китая является не Казахстан, где китайские электромобили лишь собираются продавать. Более важным партнером является Узбекистан. Недавно прошла интересная информация о том, что Министерство инвестиций, промышленности и торговли Узбекистана и китайский автопроизводитель BYD подписали инвестиционное соглашение об организации производства электрических и гибридных транспортных средств в этой стране.
Если этот проект реализуется, то на первом и втором этапе хотят производить 50 тыс. автомобилей в год.
Более того, китайская компания Huawei Digital Power рассматривает возможность организации производства зарядных устройств для электромобилей в Узбекистане. Другая китайская корпорация DongFeng Special Car Company изучает вариант строительства в этой стране завода по производству электробусов. Еще одна китайская компания собирается наладить производство аккумуляторов и устройств для зарядки электробусов.
США опасаются конкуренции
С геоэкономической точки зрения такая активность в этой сфере также может еще больше подтолкнуть Китай, США и ЕС к конкуренции за разработку и добычу редкоземельных металлов в регионе. Например, в Казахстане, по официальным данным, может быть от 50 до 100 тыс. тонн лития. Поэтому для Китая наш регион является одним из дополнительных перспективных источников добычи редкоземельных металлов.
Естественно, что это беспокоит ЕС и США, так как речь идет не только о сырье для производства полупроводников или электромобилей, но также о проблемах с поставками сырья для военно-промышленного комплекса. Тем более что Европейский союз, как отмечают эксперты, уже сильно зависит от поставок редкоземельных металлов через Россию из Китая, который пытается занять лидирующее место в мире по запасам и добыче, и это является самым уязвимым звеном в цепочках поставок.
Шансы Казахстана
Поэтому Казахстан и другие страны ЦА важны для Запада по причине наличия запасов лития и других редкоземельных металлов, что и объясняет недавнее заявление Европейского союза о готовности помочь Казахстану не только в добыче редкоземельных и других критических металлов, но и в их переработке.
Все это указывает на то, что страны ЦА имеют хорошую возможность использовать эту конкуренцию себе на пользу в первую очередь исходя из собственных интересов модернизации своих экономик на основе развития новых инновационных отраслей, а не превращение в новые источники сырья для Запада и Китая. Другой вопрос — смогут ли страны региона грамотно использовать эти «окна возможностей» или обрекут себя на роль технологической периферии».