Қазақ редакциясы
Уведомление
Последние новости
Родители — министерству: зачем вредите школьникам?
27.09.2023
«Информацией не обладаем» — Генпрокуратура об Алии Назарбаевой
27.09.2023
Захотелось медвежатины: что грозит браконьеру
27.09.2023
Свадьба в Ираке: 450 погибших и пострадавших
27.09.2023
Дональд Трамп
Суд признал Дональда Трампа виновным в мошенничестве
27.09.2023
Aa
Поиск

Категории

  • Kazakhstan Inside
  • Аналитика Alem Research
  • Видео дня
  • Галерея
  • Главное
  • Голос на миллион
  • Гороскоп
  • Деньги и слава
  • Здоровье
  • Инвестиции
  • Инсайдер
  • Как жить? Лайфхаки и советы
  • Криптовалюта
  • Курс тенге
  • Налоги
  • Наука
  • Обзор иноСМИ
  • Обзор казСМИ
  • Обзор укрСМИ
  • Образование
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Развлечения
  • Спорт
  • Технологии
  • Тренды соцсетей
  • Экономика
Қаз
Aa
  • Курс тенге
  • Галерея
  • Развлечения
  • Наука
  • Технологии
  • Инсайдер
Поиск
  • Аналитика Alem Research
  • Видео дня
  • Галерея
  • Главное
  • Здоровье
  • Инсайдер
  • Инвестиции
  • Наука
  • Обзор иноСМИ
  • Обзор казСМИ
  • Образование
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Развлечения
  • Спорт
  • Технологии
  • Тренды соцсетей
  • Экономика
Подписывайтесь на нас
Globalnews > Рубрики > Главное > Страсти по транспортному налогу: правительство переобувается на ходу
ГлавноеЭкономика

Страсти по транспортному налогу: правительство переобувается на ходу

Александра Алёхова
Александра Алёхова 15.09.2023
Обновлено 15.09.2023 в 06:09
Поделиться
Заставочное фото mybuh.kz
Поделиться

12 сентября эксперты заметили в поправках в Налоговый кодекс частичную отмену налога на ТС для малолитражек, а уже 13 сентября МНЭ заявило о возможном включении налога в стоимость топлива. Определиться не могут. Почему?

Содержание
Не в коня кормИ хочется, и колется

Поручение перезагрузить Налоговый кодекс президент Касым-Жомарт Токаев давал в своем Послании в 2022 году. И фактическая перезагрузка должна была случиться уже с 2024-го. Но разработчики поправок в срок не уложились, и ориентировочный срок принятия нового Налогового кодекса переносится на год — на октябрь 2024 года с вступлением в силу с 1 января 2025-го.

Не в коня корм

В налоговых поправках, предложенных для публичного обсуждения 12 сентября, государство планирует отменить налог на транспорт частично, сохранив его только для автомобилей с большим объемом двигателя.

При значительном росте цен на ГСМ, к примеру, в два раза, соответственно вырастут расходы граждан на владение и эксплуатацию транспортных средств. Особенно чувствительным такой рост будет для лиц, владеющих транспортом эконом-класса. Соответственно, необходимы меры по недопущению ухудшения их социального и материального положения,

цитирует МНЭ автор телеграм-канала finance.kz Андрей Чеботарев.
Андрей Чеботарев.

У многих экспертов возникли вопросы, естественно, а почему не включить этот налог в цену топлива, как делает цивилизованный мир?

— Вопрос важный и интересный. Я считаю, что транспортный налог должен лежать в цене топлива. Почему это справедливо? Например, есть условный автомобиль объемом двигателя 3,6 кубических сантиметра. По нашим нормам это большой объем, налог на него высокий — порядка 400 тысяч тенге в год. Весьма ощутимая сумма. При этом, владелец этого автомобиля проезжает на нем 8-10 тысяч километров за год, то есть не очень много. Есть другой владелец другого автомобиля, предположим, «Нексии», которую он сам эксплуатирует 8 часов в день в качестве такси, и еще сдает в аренду на те же цели. Машина на ходу практически круглые сутки. Но объем двигателя у нее маленький, налог меньше 10 тысяч тенге в год, хотя проезжает она 50-60 тысяч километров. То есть «Нексия» больше использует транспортную инфраструктуру, больше выбрасывает СО2, а налог на нее копеечный. Нелогично, неправильно, несправедливо, — комментирует на злобу дня порталу globalnews.kz Андрей Чеботарев.

По его словам, цена транспортного налога в бензине позволяет избежать несправедливости, ведь тогда владельцы будут платить столько, сколько ездят.

Такой механизм есть в России, но там хитрая схема — налог на транспорт как таковой не убрали, но он еще и включен в цену топлива. В США отдельного транспортного налога нет, там платят единожды при покупке автомобиля от 1 до 7% в зависимости от штата, а затем — через топливо, что опять же логично, правильно и честно. В Европе разные транспортные налоги. Максимально большие в Германии. Настолько большие, что люди платят налоги в рассрочку, что тоже зависит от выбросов автомобиля, сколько он проехала. То есть транспортный налог как таковой есть, он не заложен в стоимость ГСМ, хотя все равно более справедливый,

сказал Чеботарев.

И хочется, и колется

На вопрос, почему в Казахстане не хотят поступить по справедливости, эксперт ответил, что популистские заявления МНЭ понимает: переложить налог в цену топлива сейчас — допустить рост цен на ГСМ, чего государство боится, а потому лавирует, предлагая сэкономить людям 8-15 тысяч тенге в год налога на малолитражки.

— На самом деле, это не так много, учитывая, что платится налог раз в год. Но для бюджета это важно. При этом, рядом есть частные инвесторы, у которых не засчитываются убытки. Они могут наторговать в минус, но если совершили прибыльную сделку, платят налоги. Нонсенс — платить налог на доход с убытка. И МНЭ уже более 2-3 лет не идет навстречу. Каждый раз, когда эта поправка вносится на рабочую группу, ее тут же исключают, услышав слово «льгота». А тут внезапно такая льгота для огромного количества налогоплательщиков непонятно с чего, особенно учитывая, что налоги должны повышаться, а не прощаться, — считает Андрей Чеботарев.

Кстати, в год бюджет собирает около 80 млрд тенге в виде транспортных налогов, а 95% автомобильного рынка занимают малолитражки.

Пока мы готовили этот материал, в правительстве 13 сентября прошел брифинг, на котором вице-министр национальной экономики Аскар Амрин заявил, что государство рассматривает вариант переноса транспортного налога в стоимость акциза на бензин. Но в таком случае бензин подорожает в среднем на 14 тенге за литр

«Он будет рассматриваться в рамках налога на роскошь. Но здесь надо внимательно подходить, поэтому мы сделаем дифференцированно», — сказал вице-министр.

Речь идет о об упразднении транспортного налога для автомобилей, объем двигателей которых не превышает 3,5-4 литра.

«Если он (владелец малолитражки объемом двигателя 1,6 куб.см., — Ред.) платит 7 тысяч, то через бензин, если мы на 14 тенге поднимем стоимость, в течение года он наездит на 30 тысяч тенге транспортного налога. В то же время если машина с мощным двигателем и большим транспортным налогом, то через бензин эта машина наездит порядка на 300-350 тысяч. Поэтому получается, что через перенос транспортного налога на бензин мы переносим нагрузку на тех, у кого большие (мощные – прим.ред.) транспортные средства», — вроде бы в поддержку идеи посадить транспортный налог в стоимость ГСМ пояснил Аскар Амрин.

Идея действительно рабочая и имеет право на жизнь как более справедливая с социальной точки зрения. До чего в итоге чиновники дообсуждаются, прогнозировать сложно, учитывая систематические страсти вокруг стоимости ГСМ в Казахстане с известными последствиями.

ТЕГи: аналитика Андрея Чеботарева, Главное, Мнения экспертов, Экономика
Поделиться этой статьей
Facebook Twitter Whatsapp Whatsapp Telegram
Поделиться

Актуально:

  • Родители — министерству: зачем вредите школьникам?
  • «Информацией не обладаем» — Генпрокуратура об Алии Назарбаевой
  • Захотелось медвежатины: что грозит браконьеру
  • Свадьба в Ираке: 450 погибших и пострадавших
  • Суд признал Дональда Трампа виновным в мошенничестве
Сентябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
« Авг    

Мы в соцсетях:

Facebook Нравиться
Instagram Подписаться
Youtube Подписывайся
Telegram Подписаться

Вам также может понравиться

ГлавноеОбщество

Родители — министерству: зачем вредите школьникам?

27.09.2023
Общество

Как телеграм-боты шпионят за казахстанцами?

27.09.2023
Политика

Партия «Аманат» и книги

27.09.2023
Главное

Бракованная форма на Азиаде: бизнесмен вступился за производителя

27.09.2023

Категории

  • Галерея
  • Здоровье
  • Инсайдер
  • Наука
  • Развлечения
  • Курс тенге
  • Технологии
  • Редакция

О проекте

Узнавайте самые важные новости Казахстана в мировой палитре событий вместе с GlobalNews.

Контакты

Почта: info@globalnews.kz Телефон: +7 (727) 3102504 050000, г. Алматы, Ауэзовский р-н, микрорайон Аксай – 3А, дом 47, кв 7

Подпишитесь на нас

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы мгновенно получать наши новые статьи

© GlobalNews 2022. Все права защищены.

Removed from reading list

Отменить
Welcome Back!

Sign in to your account

Забыли пароль?