12 сентября эксперты заметили в поправках в Налоговый кодекс частичную отмену налога на ТС для малолитражек, а уже 13 сентября МНЭ заявило о возможном включении налога в стоимость топлива. Определиться не могут. Почему?
Поручение перезагрузить Налоговый кодекс президент Касым-Жомарт Токаев давал в своем Послании в 2022 году. И фактическая перезагрузка должна была случиться уже с 2024-го. Но разработчики поправок в срок не уложились, и ориентировочный срок принятия нового Налогового кодекса переносится на год — на октябрь 2024 года с вступлением в силу с 1 января 2025-го.
Не в коня корм
В налоговых поправках, предложенных для публичного обсуждения 12 сентября, государство планирует отменить налог на транспорт частично, сохранив его только для автомобилей с большим объемом двигателя.
При значительном росте цен на ГСМ, к примеру, в два раза, соответственно вырастут расходы граждан на владение и эксплуатацию транспортных средств. Особенно чувствительным такой рост будет для лиц, владеющих транспортом эконом-класса. Соответственно, необходимы меры по недопущению ухудшения их социального и материального положения,
цитирует МНЭ автор телеграм-канала finance.kz Андрей Чеботарев.

У многих экспертов возникли вопросы, естественно, а почему не включить этот налог в цену топлива, как делает цивилизованный мир?
— Вопрос важный и интересный. Я считаю, что транспортный налог должен лежать в цене топлива. Почему это справедливо? Например, есть условный автомобиль объемом двигателя 3,6 кубических сантиметра. По нашим нормам это большой объем, налог на него высокий — порядка 400 тысяч тенге в год. Весьма ощутимая сумма. При этом, владелец этого автомобиля проезжает на нем 8-10 тысяч километров за год, то есть не очень много. Есть другой владелец другого автомобиля, предположим, «Нексии», которую он сам эксплуатирует 8 часов в день в качестве такси, и еще сдает в аренду на те же цели. Машина на ходу практически круглые сутки. Но объем двигателя у нее маленький, налог меньше 10 тысяч тенге в год, хотя проезжает она 50-60 тысяч километров. То есть «Нексия» больше использует транспортную инфраструктуру, больше выбрасывает СО2, а налог на нее копеечный. Нелогично, неправильно, несправедливо, — комментирует на злобу дня порталу globalnews.kz Андрей Чеботарев.
По его словам, цена транспортного налога в бензине позволяет избежать несправедливости, ведь тогда владельцы будут платить столько, сколько ездят.
Такой механизм есть в России, но там хитрая схема — налог на транспорт как таковой не убрали, но он еще и включен в цену топлива. В США отдельного транспортного налога нет, там платят единожды при покупке автомобиля от 1 до 7% в зависимости от штата, а затем — через топливо, что опять же логично, правильно и честно. В Европе разные транспортные налоги. Максимально большие в Германии. Настолько большие, что люди платят налоги в рассрочку, что тоже зависит от выбросов автомобиля, сколько он проехала. То есть транспортный налог как таковой есть, он не заложен в стоимость ГСМ, хотя все равно более справедливый,
сказал Чеботарев.
И хочется, и колется
На вопрос, почему в Казахстане не хотят поступить по справедливости, эксперт ответил, что популистские заявления МНЭ понимает: переложить налог в цену топлива сейчас — допустить рост цен на ГСМ, чего государство боится, а потому лавирует, предлагая сэкономить людям 8-15 тысяч тенге в год налога на малолитражки.
— На самом деле, это не так много, учитывая, что платится налог раз в год. Но для бюджета это важно. При этом, рядом есть частные инвесторы, у которых не засчитываются убытки. Они могут наторговать в минус, но если совершили прибыльную сделку, платят налоги. Нонсенс — платить налог на доход с убытка. И МНЭ уже более 2-3 лет не идет навстречу. Каждый раз, когда эта поправка вносится на рабочую группу, ее тут же исключают, услышав слово «льгота». А тут внезапно такая льгота для огромного количества налогоплательщиков непонятно с чего, особенно учитывая, что налоги должны повышаться, а не прощаться, — считает Андрей Чеботарев.
Кстати, в год бюджет собирает около 80 млрд тенге в виде транспортных налогов, а 95% автомобильного рынка занимают малолитражки.
Пока мы готовили этот материал, в правительстве 13 сентября прошел брифинг, на котором вице-министр национальной экономики Аскар Амрин заявил, что государство рассматривает вариант переноса транспортного налога в стоимость акциза на бензин. Но в таком случае бензин подорожает в среднем на 14 тенге за литр
«Он будет рассматриваться в рамках налога на роскошь. Но здесь надо внимательно подходить, поэтому мы сделаем дифференцированно», — сказал вице-министр.
Речь идет о об упразднении транспортного налога для автомобилей, объем двигателей которых не превышает 3,5-4 литра.
«Если он (владелец малолитражки объемом двигателя 1,6 куб.см., — Ред.) платит 7 тысяч, то через бензин, если мы на 14 тенге поднимем стоимость, в течение года он наездит на 30 тысяч тенге транспортного налога. В то же время если машина с мощным двигателем и большим транспортным налогом, то через бензин эта машина наездит порядка на 300-350 тысяч. Поэтому получается, что через перенос транспортного налога на бензин мы переносим нагрузку на тех, у кого большие (мощные – прим.ред.) транспортные средства», — вроде бы в поддержку идеи посадить транспортный налог в стоимость ГСМ пояснил Аскар Амрин.
Идея действительно рабочая и имеет право на жизнь как более справедливая с социальной точки зрения. До чего в итоге чиновники дообсуждаются, прогнозировать сложно, учитывая систематические страсти вокруг стоимости ГСМ в Казахстане с известными последствиями.