Қазақ редакциясы
Уведомление
Последние новости
Цифровые технологии усиливают безопасность в Павлодарской области (видео)
19.12.2025
Глава государства принял президента компании Sumitomo
19.12.2025
Касым-Жомарт Токаев осмотрел Ситуационный центр Токио по чрезвычайным ситуациям
19.12.2025
Президент Казахстана провел встречу с губернатором Токио
19.12.2025
«Барыс» обыграл двукратных обладателей Кубка Гагарина (видео)
19.12.2025
Aa
Поиск

Категории

  • Kazakhstan Inside
  • Аналитика Alem Research
  • Видео дня
  • Галерея
  • Главное
  • Голос на миллион
  • Гороскоп
  • Деньги и слава
  • Здоровье
  • Инвестиции
  • Инсайдер
  • Как жить? Лайфхаки и советы
  • Криптовалюта
  • Курс тенге
  • Налоги
  • Наука
  • Обзор иноСМИ
  • Обзор казСМИ
  • Обзор укрСМИ
  • Образование
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Развлечения
  • Спорт
  • Технологии
  • Тренды соцсетей
  • Экономика
Қаз
Aa
  • Курс тенге
  • Галерея
  • Развлечения
  • Наука
  • Технологии
  • Инсайдер
Поиск
  • Аналитика Alem Research
  • Видео дня
  • Галерея
  • Главное
  • Здоровье
  • Инсайдер
  • Инвестиции
  • Наука
  • Обзор иноСМИ
  • Обзор казСМИ
  • Образование
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Развлечения
  • Спорт
  • Технологии
  • Тренды соцсетей
  • Экономика
Подписывайтесь на нас
Globalnews > Рубрики > Главное > Страсти по транспортному налогу: правительство переобувается на ходу
ГлавноеЭкономика

Страсти по транспортному налогу: правительство переобувается на ходу

Александра Алёхова
Александра Алёхова 15.09.2023
Обновлено 15.09.2023 в 06:09
Поделиться
Заставочное фото mybuh.kz
Поделиться

12 сентября эксперты заметили в поправках в Налоговый кодекс частичную отмену налога на ТС для малолитражек, а уже 13 сентября МНЭ заявило о возможном включении налога в стоимость топлива. Определиться не могут. Почему?

Содержание
Не в коня кормИ хочется, и колется

Поручение перезагрузить Налоговый кодекс президент Касым-Жомарт Токаев давал в своем Послании в 2022 году. И фактическая перезагрузка должна была случиться уже с 2024-го. Но разработчики поправок в срок не уложились, и ориентировочный срок принятия нового Налогового кодекса переносится на год — на октябрь 2024 года с вступлением в силу с 1 января 2025-го.

Не в коня корм

В налоговых поправках, предложенных для публичного обсуждения 12 сентября, государство планирует отменить налог на транспорт частично, сохранив его только для автомобилей с большим объемом двигателя.

При значительном росте цен на ГСМ, к примеру, в два раза, соответственно вырастут расходы граждан на владение и эксплуатацию транспортных средств. Особенно чувствительным такой рост будет для лиц, владеющих транспортом эконом-класса. Соответственно, необходимы меры по недопущению ухудшения их социального и материального положения,

цитирует МНЭ автор телеграм-канала finance.kz Андрей Чеботарев.
Андрей Чеботарев.

У многих экспертов возникли вопросы, естественно, а почему не включить этот налог в цену топлива, как делает цивилизованный мир?

— Вопрос важный и интересный. Я считаю, что транспортный налог должен лежать в цене топлива. Почему это справедливо? Например, есть условный автомобиль объемом двигателя 3,6 кубических сантиметра. По нашим нормам это большой объем, налог на него высокий — порядка 400 тысяч тенге в год. Весьма ощутимая сумма. При этом, владелец этого автомобиля проезжает на нем 8-10 тысяч километров за год, то есть не очень много. Есть другой владелец другого автомобиля, предположим, «Нексии», которую он сам эксплуатирует 8 часов в день в качестве такси, и еще сдает в аренду на те же цели. Машина на ходу практически круглые сутки. Но объем двигателя у нее маленький, налог меньше 10 тысяч тенге в год, хотя проезжает она 50-60 тысяч километров. То есть «Нексия» больше использует транспортную инфраструктуру, больше выбрасывает СО2, а налог на нее копеечный. Нелогично, неправильно, несправедливо, — комментирует на злобу дня порталу globalnews.kz Андрей Чеботарев.

По его словам, цена транспортного налога в бензине позволяет избежать несправедливости, ведь тогда владельцы будут платить столько, сколько ездят.

Такой механизм есть в России, но там хитрая схема — налог на транспорт как таковой не убрали, но он еще и включен в цену топлива. В США отдельного транспортного налога нет, там платят единожды при покупке автомобиля от 1 до 7% в зависимости от штата, а затем — через топливо, что опять же логично, правильно и честно. В Европе разные транспортные налоги. Максимально большие в Германии. Настолько большие, что люди платят налоги в рассрочку, что тоже зависит от выбросов автомобиля, сколько он проехала. То есть транспортный налог как таковой есть, он не заложен в стоимость ГСМ, хотя все равно более справедливый,

сказал Чеботарев.

И хочется, и колется

На вопрос, почему в Казахстане не хотят поступить по справедливости, эксперт ответил, что популистские заявления МНЭ понимает: переложить налог в цену топлива сейчас — допустить рост цен на ГСМ, чего государство боится, а потому лавирует, предлагая сэкономить людям 8-15 тысяч тенге в год налога на малолитражки.

— На самом деле, это не так много, учитывая, что платится налог раз в год. Но для бюджета это важно. При этом, рядом есть частные инвесторы, у которых не засчитываются убытки. Они могут наторговать в минус, но если совершили прибыльную сделку, платят налоги. Нонсенс — платить налог на доход с убытка. И МНЭ уже более 2-3 лет не идет навстречу. Каждый раз, когда эта поправка вносится на рабочую группу, ее тут же исключают, услышав слово «льгота». А тут внезапно такая льгота для огромного количества налогоплательщиков непонятно с чего, особенно учитывая, что налоги должны повышаться, а не прощаться, — считает Андрей Чеботарев.

Кстати, в год бюджет собирает около 80 млрд тенге в виде транспортных налогов, а 95% автомобильного рынка занимают малолитражки.

Пока мы готовили этот материал, в правительстве 13 сентября прошел брифинг, на котором вице-министр национальной экономики Аскар Амрин заявил, что государство рассматривает вариант переноса транспортного налога в стоимость акциза на бензин. Но в таком случае бензин подорожает в среднем на 14 тенге за литр

«Он будет рассматриваться в рамках налога на роскошь. Но здесь надо внимательно подходить, поэтому мы сделаем дифференцированно», — сказал вице-министр.

Речь идет о об упразднении транспортного налога для автомобилей, объем двигателей которых не превышает 3,5-4 литра.

«Если он (владелец малолитражки объемом двигателя 1,6 куб.см., — Ред.) платит 7 тысяч, то через бензин, если мы на 14 тенге поднимем стоимость, в течение года он наездит на 30 тысяч тенге транспортного налога. В то же время если машина с мощным двигателем и большим транспортным налогом, то через бензин эта машина наездит порядка на 300-350 тысяч. Поэтому получается, что через перенос транспортного налога на бензин мы переносим нагрузку на тех, у кого большие (мощные – прим.ред.) транспортные средства», — вроде бы в поддержку идеи посадить транспортный налог в стоимость ГСМ пояснил Аскар Амрин.

Идея действительно рабочая и имеет право на жизнь как более справедливая с социальной точки зрения. До чего в итоге чиновники дообсуждаются, прогнозировать сложно, учитывая систематические страсти вокруг стоимости ГСМ в Казахстане с известными последствиями.

Megogo.kz
ТЕГи: аналитика Андрея Чеботарева, Главное, Мнения экспертов, Экономика
Поделиться этой статьей
Facebook Twitter Whatsapp Whatsapp Telegram
Поделиться

Актуально:

  • Цифровые технологии усиливают безопасность в Павлодарской области (видео)
  • Глава государства принял президента компании Sumitomo
  • Касым-Жомарт Токаев осмотрел Ситуационный центр Токио по чрезвычайным ситуациям
  • Президент Казахстана провел встречу с губернатором Токио
  • «Барыс» обыграл двукратных обладателей Кубка Гагарина (видео)
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
« Ноя    

Мы в соцсетях:

Facebook Нравиться
Instagram Подписаться
Youtube Подписывайся
Telegram Подписаться

Вам также может понравиться

Экономика

Глава государства принял президента компании Sumitomo

19.12.2025
Общество

Глава государства поздравил работников энергетической отрасли

17.12.2025
СпортВидео дня

«Барыс» разгромил топ-клуб КХЛ (видео)

17.12.2025
Экономика

«Сила Сибири – 2» может пройти через Казахстан

15.12.2025

Категории

  • Галерея
  • Здоровье
  • Инсайдер
  • Наука
  • Развлечения
  • Курс тенге
  • Технологии
  • Редакция

О проекте

Узнавайте самые важные новости Казахстана в мировой палитре событий вместе с GlobalNews.

Контакты

Почта: info@globalnews.kz Телефон: +7 (727) 3102504 050000, г. Алматы, Ауэзовский р-н, микрорайон Аксай – 3А, дом 47, кв 7

Подпишитесь на нас

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы мгновенно получать наши новые статьи

© GlobalNews 2022. Все права защищены.

Removed from reading list

Отменить
Welcome Back!

Sign in to your account

Забыли пароль?