Квазигоссектор весьма своеобразно отреагировал на поручения президента нормально заняться нефтегазовой отраслью, чтобы страна перешла к новой промышленной политике. «КазМунайГаз» по-прежнему увлеченно закупает странные вещи, невзирая на критику.
Из последнего:
Следует сфокусироваться на таких направлениях, как глубокая переработка металлов нефте-, газо- и углехимия, тяжелое машиностроение, конверсия и обогащение урана, производство автокомпонентов и удобрений. Другими словами, нужно создать кластеры высокого передела. Важно максимально задействовать свое сырье, свои кадры и товары, другими словами, все то, что называется внутристрановой ценностью. Через новую промышленную политику нам предстоит перейти к качественно другой модели развития,
сказал Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана 1 сентября.
Дорого. Богато
Позже принимал первых руководителей QazaqGaz и «КазМунайГаз». С обоими речь шла о реализации крупных инвестпроектов и общем увеличении показателей компаний. Председателю правления КМГ Магзуму Мирзагалиеву, например, глава государства поручил сфокусировать отрасль на глубокой переработке нефти и газа.
Параллельно в разных пабликах стали появляться очень любопытные новости о проделках нацкомпаний, которые в число президентских поручений не входили. И вряд ли бы когда-то вошли.
Например, нефтегаз Казахстана явно пристрастился к услугам российской дизайнерской студии Артемия Лебедева, которая под слоганом «Долго. Дорого. Ох*енно» в 2022 году сделала логотип QazaqGaz. Стоимость этих услуг неизвестна до сих пор — ни Артемий Лебедев, ни нацкомпания эту информацию не раскрывают. Но учитывая как дизайнеры Лебедева презентовали сей проект на своем сайте в разделе «задизайнено», «газовый гигант» (если так вообще уместно выражаться о «КазахГазе») нормально заплатил российским разработчикам.
Там договор подписывался по очень кривой схеме, через общественное объединение «Совет ветеранов газовой отрасли», в которое было влито 1,7 млн долларов. Мы считаем, что это один из способов в нацкомпаниях осваивать бюджеты вне конкурса,
написал об этой сделке телеграм-канал Protenge.

Веб-студия «Квадро» недавно исследовала дизайнерский рынок России и собрала информацию о стоимости услуг 10 топовых компаний, включая детище Лебедева. Так вот, они выяснили, что разработка фирменного стиля студией эпатажного российского дизайнера стоит от 400 тысяч до 1,3 млн рублей. Наверняка прайс для казахстанского «газового гиганта» не считали по минимуму.
И вот недавно стало известно, что Артемий Лебедев снова в деле нашей нефтянки. На сей раз «Долго. Дорого. Ох*енно» его студия разработала дизайн офиса и айдентику для нацкомпании «Казахстан Петрокемикал Индастриз» (KPI). Для общего понимания — этот завод в Атырауской области, который теперь стараниями дизайнеров Артемия Лебедева будет стильным от подписи в почте до служебной формы сотрудников, на 49% принадлежит «КазМунайГазу» и на 49% — фонду «Самрук-Казына». Так что 100% госакционеры знают о том, кто автор модного приговора их заводу пропиленов.

«Хороший понт дороже денег», — большинство казахстанцев именно так расценивают поведение казахстанского нефтегаза, а местные дизайнеры (среди них, кстати, есть ничем не хуже российских) раздавлены и унижены.
Отель есть и просит есть
На днях же министр финансов Ерулан Жамаубаев рассказал журналистам о судьбе роскошной гостиницы Kempinski Bodrum, принадлежащей «КазМунайГазу», которую уже несколько лет как непрофильный актив нацкомпания не может продать. Статус отеля — покупателя нет.
На вопрос министру, не отправлять ли на отдых в этот отель рабочий класс Казахстана — тех же шахтеров или металлургов, он ответил:
Если кто-то видел, это название пятизвездочный отель в свое время, когда построили. Но со временем любое здание устаревает и морально, и физически. Иногда бывает легче построить новый отель, чем отремонтировать. Я лично не посещал этот отель, скорее всего потребуется большие средства на ремонт, иначе любой инвестор купили бы. Если даже мы найдем такое решение отправлять наших людей, казахстанцев, насколько это будет привлекательно для них. Это же индустрия целая, конкуренция. А так в убыток просто направлять, чтобы люди отдыхали…
И добавил, что нужна инвентаризация этого актива. У КМГ помимо отеля в Бодруме за историю были десятки всяких непрофильных объектов развлекательной и туристической направленности по всей стране и за ее пределами. Какие-то уже реализованы, какие-то еще нет.
А оно нам надо!
«КазМунайГаз» постоянен в одном — живет по принципу «чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное».
Генеральный директор Documentolog Байжан Канафин недавно нашел в закупках «Самрук-Казыны» интересный лот — закуп КМГ проектирования, разработки, внедрения и установки автоматизированной системы документооборота за 332 млн тенге. Эксперт отметил, что в 2019 году КМГ уже внедряла аналогичное решение российского «Директума» за 1,5 млрд тенге и закупала лицензий Microsoft на 6 млрд. Что такого случилось с уже имеющимся программным обеспечением, что понадобилось новое?
Почему информационная система для государственной компании не покупается из Реестра доверенного программного обеспечения МЦРИАП? Зачем создавать реестр для отечественных поставщиков, если он не исполняется государственными компаниями? КМГ — это дочка Самрука. Все закупки проводятся на площадке «Самрук-Казына Контракт». Там же и заключаются договора в электронном виде. Зачем тогда закупается отдельная система? А закупается она для согласования договоров внутри КМГ, то есть для функции, которую может и должна выполнять стандартная система электронного документооборота, но похоже в КМГ она не выполняет ее»,
цитирует Байжана finance.kz.
И уже вроде последовали даже объяснения от КМГ по этой сделке — новая система нужна, так как российский ранее закупленный продукт не имеет функционала управления договорами. А из реестра не закупают, потому что это создание системы, а не готовая система.
Мы присоединяемся к вопросам, озвученным Байжаном и от себя хотим добавить: в Послании президент сказал, что необходимо перевести государственные и квазигосударственные закупки на единую площадку — будет создана совершенно новая система государственных закупок. Естественно, все это может быть совпадением, но, кажется, что такая спешка с новой системой документооборота — чтобы не проводить закупку в новой системе,
подытожил автор телеграм-канала finance.kz Андрей Чеботарев.
Не слишком много событий вокруг КМГ и QazaqGaz в последнее время? И ладно бы, это были какие-то блестящие успехи, а так-то в основном критика и разоблачения в непонятных поступках. Будет даже интересно посмотреть, как руководство этих нацкомпаний справится с поручениями президента.