Известный экономист Алмас Чукин подробно разложил риски, стоящие перед компанией KEGOC и прямо влияющие на ее будущее.
В своем телеграм-канале эксперт обрисовал проблемы и перспективы компании:
«Вышло объявление о предстоящей продаже 5% акций KEGOC. 99% казахстанцев не объяснят, что это за название компании и чем она занимается. Kazakhstan Electricity Grid Operating Company, или в официальном (неправильном переводе) Казахстанская компания по управлению электрическими сетями.
В очень упрощенном виде KEGOC владеет магистральными высоковольтными сетями республиканского, межобластного уровня и кое-где и областного уровня. Ниже уровнем идут компании поменьше, вплоть до тех, которые работают с индивидуальными потребителями.
KEGOC в целом очень хорошая компания, которая все эти годы неплохо управлялась и имела относительно стабильное финансовое положение. Но с точки зрения страны, компания находится в очень незавидном положении и не соответствует задачам. С этой стороны все очень неважно.
Проблемы KEGOC
Объясняю. У KEGOC как коммерческой компании есть три больших беды, с которыми что-то надо делать.
- KEGOC как транспортная компания по передаче электричества вроде как имеет понятный мандат. Но при этом KEGOC еще и центральный диспетчер, управляющий балансом электроэнергии всей страны. И за это она не получает дивидендов, но имеет огромную власть и ответственность.
Получается, что у нее «две шляпы», и тут зашит конфликт: в одних случаях они надевают одну шляпу, и вперед выходит коммерческий интерес «транспортной» компании. В других они могут стать «регулятором». А еще они могут и регулировать в сторону своих коммерческих интересов.
И тут никто не виноват, система так настроена. И так быть не должно, но пока работает. - Еще больше искажения вносит «единый» тариф. Кто-то когда-то решил, что потребители должны платить примерно одинаково по всей стране. Ведь генерация у нас в основном на севере, а потребление — половина на юге. И установили одну цену на передачу, хоть вы из Экибастузской ГЭС в город Экибастуз гоните электричество, хоть в Туркестан – цена одна, она не зависит от расстояния.
Что делает коммерческая компания при таком тарифе? Представьте такси по фиксированному тарифу. Все таксисты будут стараться брать пассажиров на близкие расстояния — кому охота ехать полдня за те же деньги?
Чтобы не утомлять экономикой, просто скажу, что это антиэкономика и антинародная политика. Дело даже не компании. При таком формировании доходов для компании любые большие проекты на большие расстояния заведомо убыточные. - Самая главная проблема — это сам KEGOC и государственное регулирование тарифов. Что я хочу сказать? Компания сама по себе маленькая в финансовом плане. Все ее активы чуть меньше триллиона тенге, или 2 млрд долларов. За прошлый год от деятельности они заработали 216 млрд тенге (450 млн долл.) и после вычета затрат осталось всего 27 млрд прибыли (57 млн долл.), которые после корректировок вылились в общий убыток в 52 млрд тенге (-110 млн долл.).
Даже если бы прибыль осталась в 50 млн долларов, такую компанию банки отказались бы финансировать на большие проекты в сотни миллионов долларов.
А задачи, стоящие перед страной в области электрификации, тянут на миллиарды.
Высоковольтная линия в 500 киловольт стоит 300-400 тыс. долларов один километр, не считая подстанций. То есть каждые 100 км это 30 млн долларов. А если тысяча километров?
За эти годы, по сути, из стратегически важных были построены три линии Север-Юг и больше ничего. Запад как не был соединен с остальным Казахстаном, так и остался. Аварии последних двух месяцев показали, что надеяться не на что, никакого бэкапа с центром у запада нет. Спасает пока только наследство СССР в виде мощных линий на РФ. Соединения с Китаем нет, и Юг, как показала авария прошлого года, тоже беззащитен. Советское центрально-азиатское кольцо каким было, таким и осталось, только состарилось.
Но это еще задачи поддержания статус-кво. Но надо идти вперед, строить опережающими темпами генерацию по всей стране (речь идет о 15-20 гигаваттах до 2040 г.), а на какие провода ее вешать? А смарт-грид, а электромобили где и как заряжать.
Выводы
В общем, выход из этой ситуации непростой, но надо решаться. Путей может быть два. Один — государство должно убрать из KEGOC диспетчерскую. После этого надо или собрать все, что можно, накачать кредитными деньгами, поставив госгарантии и долгосрочные инвестиционно привлекательные тарифы с учетом реальности, и создать мощную Национальную электросеть с большими планами и большими ресурсами. Либо оставить KEGOC как он есть, и кусками разные важные участки, где необходимо развитие, отдать в концессию инвесторам, опять же создав привлекательные финансовые условия. Будет тогда у нас не один, а 3-5 KEGOC. А пока не советую покупать эти акции с непонятным будущим».