На прошлой неделе администрация Байдена объявила, что приостанавливает процесс получения разрешений для некоторых новых проектов по экспорту природного газа , включая объект, который должен был стать вторым по величине терминалом для экспорта газа в Соединенных Штатах. Белый дом заявил, что этот шаг поможет США достичь своих целей в области изменения климата, но неясно, как он повлияет на экономику, энергетические рынки или окружающую среду.
Вынужденная пауза
Стоит внимательно разобрать это заявление. Белый дом объявил «временную паузу в принятии решений по экспорту сжиженного природного газа (СПГ) в страны, не являющиеся участниками зоны свободной торговли (соглашение о свободной торговле), до тех пор, пока Министерство энергетики не обновит базовый анализ для получения разрешений».
Это означает, что этот шаг не повлияет на экспорт из восьми терминалов СПГ, уже работающих в США, которые в 2023 году экспортировали в среднем 11,6 миллиарда кубометров СПГ в день — на 1 миллиард больше, чем второй по величине экспортер в мире, Австралия.
Решение Белого дома касается только заявок на получение разрешений для новых терминалов, желающих экспортировать продукцию в страны, у которых нет соглашений о свободной торговле с США, включая большую часть Европы и Азии. В настоящее время Федеральная комиссия по регулированию энергетики рассматривает вопрос о четырех экспортных терминалах СПГ. Белый дом отмечает, что, несмотря на эту паузу, экспорт СПГ из США, по прогнозам, по-прежнему удвоится к 2030 году.
Министерство энергетики заявило, что воспользуется отсрочкой для рассмотрения заявок на получение разрешения на экспорт СПГ с использованием новых данных, чтобы убедиться, что потенциальный экспорт отвечает интересам США, учитывая внутренние энергетические потребности, национальную безопасность и окружающую среду. Этот процесс займет как минимум несколько месяцев, заявила министр энергетики Дженнифер Грэнхольм в ходе телеконференции.
Хотя сама по себе пауза узкая по своим масштабам, она является частью более широких расчетов, поскольку вновь обретенное доминирование США в добыче нефти и газа сталкивается с международной критикой по уменьшению их вклада в изменение климата. Решение Байдена приостановить выдачу некоторых новых разрешений на СПГ — это изменение курса его предшественников. Администрация Обамы выдала первую лицензию на экспорт природного газа в 2011 году, а при Трампе экспорт СПГ увеличился более чем в четыре раза.
И хотя США в настоящее время являются крупным энергетическим игроком за рубежом, экспорт большего количества нефти и газа может повлиять на их собственный аппетит к углеводородам. Паузу можно назвать сигналом для производителей и покупателей газа, что страна начинает учитывать изменение климата в своей международной энергетической политике, и открывает дверь для далекой возможности того, что США однажды смогут вообще перекрыть краны. Но это маловероятно.
Является ли СПГ менее вредным для климата?
Является ли СПГ лучшим для климата по сравнению с другими вариантами — тема интенсивных споров. Если он заменит уголь, то в целом да. Поскольку состоит в основном из метана, который сгорает чище, чем уголь, производя примерно половину выбросов парниковых газов . Но это по-прежнему ископаемое топливо, которое способствует потеплению, и каждый новый газовый терминал, транспортный танкер и электростанция подразумевает, что эти выбросы будут продолжаться еще десятилетия.
По одной из оценок, поставки СПГ из США в Китай снизили интенсивность выбросов парниковых газов (количество парниковых газов, высвобождаемых на единицу энергии) на целых 57 процентов. Другие анализы также показали, что страны, импортирующие СПГ, производят электроэнергию с меньшими выбросами, чем при использовании местного угля. Еще одним преимуществом называют то, что газ производит меньше веществ, загрязняющих воздух, таких как твердые частицы, поэтому отказ от угля имеет немедленную пользу для здоровья. А наличие более дешевого газа на мировом рынке может подорвать шансы на строительство новых угольных электростанций в некоторых странах, если они смогут найти надежного поставщика газа.
Однако некоторые активисты-экологи говорят, что это слишком оптимистичная картина. Для таких импортеров газа, как Великобритания, выбросы парниковых газов от СПГ в четыре раза превышают выбросы газа, добываемого на местах. Метан сам по себе является газом, удерживающим тепло, примерно в 30 раз более мощным , чем углекислый газ, поэтому небольшие утечки из газовой инфраструктуры — всего лишь 0,2 процента — могут быстро свести на нет любые экологические преимущества. Дополнительные этапы охлаждения и транспортировки газа создают еще больше возможностей для утечки СПГ, а отрасль плохо справляется с отслеживанием неорганизованных выбросов. Кроме того, часть экспорта СПГ просто восполнит существующие потребности в газе, как это происходит в некоторых частях Европы, поэтому воздействие на климат в целом будет в лучшем случае незначительным, хотя, вероятно, даже хуже, чем увеличение количества газа, добываемого на местах. В то же время возобновляемая энергия уже является самым дешевым источником электроэнергии во многих частях мира, а активисты по борьбе с изменением климата утверждают, что газ больше не служит мостом к низкоуглеродному миру.
США не ОАЭ
Политики и газовая промышленность давно мечтают превратить США в «Саудовскую Аравию природного газ». Это означает, что Америка должна быть страной, обладающей достаточными ресурсами, чтобы управлять мировыми рынками и использовать СПГ как дипломатический рычаг, что делает Саудовская Аравия с нефтью. Администрация Трампа даже заявляла, что намерена использовать природный газ, чтобы «высвободить американское энергетическое доминирование».
США являются крупнейшим в мире производителем нефти и природного газа . Однако они также является крупнейшим в мире потребителем этого топлива, а это означает, что в отличие от Саудовской Аравии вынуждена предъявляет огромные требования к собственному производству.
Тем не менее, награда за природный газ в США настолько велика, что в прошлом году США также стали крупнейшим в мире экспортером природного газа (хотя страна все еще импортирует некоторое количество ). США использовали этот экспорт для поддержки своих союзников в Европе , которые пытаются сократить поставки российского газа.
Но опять же, СПГ легче заменяем чем нефть, и могут потребоваться годы, чтобы любые решения, влияющие на экспорт, оказали влияние на энергетические рынки. Кроме того, саудовская нефть контролируется одной государственной компанией, что позволяет Эр-Рияду легче открывать и закрывать краны по своему усмотрению , тогда как в США нет национальной газовой компании. Хотя правительство США может контролировать экспорт, оно не может диктовать цены, ограничивая тем самым степень, в которой Вашингтон может использовать газ в качестве оружия.
Американский экспорт СПГ также усиливает напряженность в отношениях с голодными отечественными отраслями промышленности , которые используют его в качестве сырья для производства химических веществ, таких как водород, и в качестве топлива для производства таких товаров, как сталь. Некоторые из этих компаний обеспокоены тем, что увеличение экспорта газа произойдет за счет внутренних поставок и повысит цены на природный газ в США. В письме Industrial Energy Consumers of America, торговая группа обрабатывающей промышленности, призвала Министерство энергетики приостановить экспорт СПГ. «По мере увеличения объемов экспорта СПГ риски надежности и затраты как на природный газ, так и на электроэнергию растут», — написал Пол Чичио, президент группы.
В то же время администрация Байдена взяла на себя обязательство сократить выбросы парниковых газов в США на 50–52 процента ниже уровня 2005 года к 2030 году, добившись нулевых выбросов во всей экономике к 2050 году. Тем временем в Саудовской Аравии прогнозируется рост выбросов к 2030. Но обе страны используют огромную лазейку в международном учете изменения климата: экспорт ископаемого топлива не учитывается в общем объеме выбросов парниковых газов в стране. Вместо этого выбросы от сжигания нефти и газа попадают в отчеты импортера .
Таким образом, хотя сейчас у США есть гигантские энергетические ресурсы, которые они могут легко добыть у себя дома, гораздо сложнее использовать их в качестве экономического рычага для переговоров за рубежом.
Климатические обещания легко нарушаются
Администрация Байдена продвигает эту паузу как точку в серии побед в борьбе с изменением климата, поскольку предстоят выборы в ноябре и Байден надеется сплотить своих сторонников, заботящихся о климате. Но опять же, пауза в выдаче разрешений носит временный характер, и нет никакой гарантии, что Министерство энергетики примет то или иное решение по поводу их одобрения.
Некоторые считают, что пауза может оказаться всего лишь уловкой, и в конечном итоге рыночные силы одержат победу. «Решение администрации о медленной игре, похоже, во многом связано с краткосрочной предвыборной политикой», — сказал Джейсон Фир, руководитель отдела бизнес-аналитики Poten & Partners, консалтинговой фирмы по нефти и газу. «Наступит январь 2025 года… независимо от того, кто победит на выборах, есть большая вероятность, что вы увидите, как ситуация изменится».
Однако если пауза продлится дольше, другие страны могут начать реагировать, переключаясь на другое топливо или других поставщиков. «Длительные задержки и сохраняющаяся неопределенность в отношении потенциала СПГ в США будут иметь долгосрочные последствия для мирового рынка СПГ, возможно, поставив под угрозу ту роль, которую газ может играть в энергетическом переходе», — сказал Джайлс Фаррер, руководитель отдела исследований газа и СПГ в компании Wood. Mackenzie, энергетической консалтинговой фирмы.
«Неопределенность регулирования в США дает стимул для конкурирующих проектов». Хотя США являются крупнейшим в мире экспортером газа, они сталкиваются с конкуренцией со стороны Канады, Австралии и Катара, стран, которые могли бы привлечь клиентов, от которых отказываются США.
Со своей стороны, администрация Байдена показала, что в условиях давления она готова продвигать больше ископаемого топлива. Белый дом хвастался низкими ценами на бензин и даже использовал Стратегический нефтяной резерв США для увеличения поставок (аналогичного резерва для природного газа не существует). Байден также разрешил новые продажи нефти и газа в аренду на государственных землях , нарушив явное предвыборное обещание не делать этого. В прошлом году он вызвал гнев активистов-экологов и нарушил еще одно обещание, когда одобрил проект бурения нефтяных скважин «Уиллоу» на Аляске.
Поэтому неудивительно, что чиновники оставили себе пространство для маневра. В заявлении от 26 января Белый дом отметил, что пауза «может быть исключена в случае непредвиденных и немедленных чрезвычайных ситуаций национальной безопасности». И если за последние несколько лет и был усвоен какой-то урок, то это умение предвидеть непредвиденное.