Как сообщают в бюро национальной статистики, общая площадь жилищного фонда Алматы — 52 млн м2. На сайте «Крыша», средняя цена 1 м2 в городе – 700 тысяч тенге. Получается, только жилье будет стоить 36 трлн тенге. Сумма ужасающая, как и сам риск землетрясения.
Демография не на руку
Чтобы понимать настолько масштабными могу быть финансовые убытки в случае крушения города, рассмотрим бюджет на 2024 год. На нужды всего Казахстана мы имеем всего 24 трлн тенге.
Уже ясно, что восстановление одного, пусть и стратегически важного города, для страны финансово неподъемно. Параллельно с этим может случиться так, что два миллиона человек в одночасье проснутся лицами без определенного места жительства, так еще и безработными.
Все, потому что в стране застраховано лишь 1-2% гражданской недвижимости, и то 98% из застрахованных домов лишь в рамках ипотеки. За годы, что Алматы еще простоит город непременно разрастется. Эксперты прогнозируют, что с увеличением численности населения увеличится и площадь застройки, а значит убытки в случае землетрясения могут достичь 50 трлн тенге.
Помощи не будет
Казахстан неоднократно помогал соседям в сложные периоды, в том числе и при землетрясениях. В 1966 году катастрофа произошла в Ташкенте. Колебания земли «смели» более 2 млн м2 жилой площади, 236 административных зданий, 181 школу и вуз, 185 медицинских и 245 промышленных учреждений. Это не считая того, что бомжами стали более 300 тыс. человек из 1,5 млн жителей Ташкента. Город восстановили, но благодаря помощи всего Союза. На это ушло 3,5 года. Сначала землю застроили 1 млн м2 бараков, а позже добавили еще 1 млн м2 – многоэтажки. Некоторые люди до сих пор живут в тех старых трущобах.
При знаменитом Спитакском землетрясении в 1989 году, тоже помогали всем СССР, но так и не успели восстановить город до конца – Союз к тому времени распался. Однако перечисленным странам еще повезло – было откуда ждать помощь. Теперь, когда каждая страна обрела независимость каждый вынужден помогать себе сам.
Турецкий сценарий развития жизни после землетрясения Казахстану ближе. Когда в конце прошлого тысячелетия возле Стамбула зафиксировали 7,6 баллов по Рихтеру, город Измит практически исчез. В городе пострадали все линии электричества, связи и воды. Как и мы, Турция тогда не готовилась к такому. Как итог, кроме города пострадало еще девять провинций, экономически важных для страны из-за своих нефтезаводов. Так Турция получила экономический ущерб в размере 5 млрд долларов, в то время как общий ущерб землетрясения составил 32 млрд долларов.
Когда в 2023 году в Турции снова произошло землетрясение, то размер экономических убытков составил уже 380 млрд долларов по, из них 118 млрд долларов пошло на страховку.
Чтобы смягчить ущерб, Анкара утвердила государственную программу страхования от катастроф (Turkish Catastrophe Insurance Pool или TCIP. Она стала обязательной для всех домовладельцев. Теперь, если турецких граждан не спасает воздушная подушка, то есть хотя бы финансовая.
Проснись, правительство
Подобную программу можно ввести и в Казахстане. Как сообщают казахстанские страховые компании, среднюю стоимость такого полиса у нас можно оценить в 15 долларов на год. Лимит ответственности – 34 тыс. долларов за один объект недвижимости.
То есть если квартира стоит 20 млн тенге, то страховка может стоит от 15 тысяч тенге в год. Двухкомнатная – 25-30 тысяч тенге.
Помогло бы снизить убытки в будущем – улучшение качества алматинских построек. На сегодняшний день в Казахстане отсутствует комиссионная приемка жилья в эксплуатацию. Ответственность несут сами застройщики и это напрямую повлияло на качество строительства жилых домов. Возможно, в Алматы пора идти и на более жесткие меры. К примеру, ограничить число приезжих в город, и чтобы снизить на него нагрузку – открыть филиалы высших учебных заведений, расположенных в Алматы, по всему Казахстану. Ведь не малую часть мигрировавших в Алматы составляют именно студенты. Они и дают в дальнейшем нагрузку на жилье. Не лишним будет ввести государственный контроль качества застроек, ведь если здания мегаполиса в один момент рухнут, нести ответственность за них будут не только застройщики, но и весь Казахстан. По крайней мере финансово. Это, не говоря уже об ответственности за гибель людей, которые могут остаться в этих некачественных зданиях.