Смерть последнего советского руководителя в российском сегменте соцсетей стала поводом для мощного вала эмоциональных высказываний. Михаила Горбачева благодарят за дарованную свободу и лучшие годы жизни, желают «землю стекловатой» и светлой памяти, называют худшим и лучшим правителем за всю историю страны.
Как и любая другая тема, новость выступила в роли очередного индикатора крайней поляризации общественных настроений в России и на всем постсоветском пространстве. Отношение к покойному экс-президенту покойной страны становится вопросом политических взглядов, конкретных партийных симпатий, эстетических и моральных конвенций, да и попросту паролем вроде «Крым чей?»
Конечно, именно ситуация военных действий, которые ведет РФ на территории Украины, сделала любые политические дискуссии острыми и нетерпимыми. Трудно придерживаться добронравного тона и корректности, когда иное мнение (выраженное даже лайком) карается совершенно реальными репрессиями, а города соседней страны подвергаются ракетным обстрелам.
Личность Михаила Сергеевича имеет к этой ситуации самое непосредственное отношение. Не только потому, что
он поддержал аннексию 2014 года, ставшую первым шагом к нынешней катастрофе
– вся нынешняя постсоветская катастрофа является фактически последним аккордом процессов, запущенных в конце 80-х годов прошлого века.
Для отечественной же аудитории личность Горби носит еще более амбивалентный характер. Националистическая и либеральная публика не может просто повторять тропы о вечной благодарности за разрушение окаянного совка, не вспомнив трагедию алматинского декабря, которая в свою очередь во многом определила политическое лицо независимого Казахстана.
В хвалебных сентенциях о покойном часто упоминают, что он не был мясником и не считал насилие панацеей. Но точность этой характеристики весьма относительна, и это подтвердят жители Литвы, Латвии, Грузии или Азербайджана, где такого единодушного плача Ярославны совсем не наблюдается.
Однако здесь мы явно стоим особняком. Конечно, можно спорить о масштабах кровопролития, но самым убедительным объяснением будет, пожалуй, констатация неприятного факта, на который часто ссылаются в дискуссиях – упрямая склонность казахстанского общества к забвению. В крупнейшей стране Центральной Азии, которая последней вышла из состава СССР, память пусть и о самых недавних событиях имеет свойство даже не искажаться, а просто покрываться туманом.
Это препятствует не только объективной оценке почивших деятелей давно минувших дел (обе популярные характеристики «ласкового Миши» как борца за свободу или демонического национал-предателя – нелепые упрощения), но в первую очередь пониманию того, кто мы есть и куда движемся.
Уход Горбачева воспринимается как смерть бывшего правителя в большей степени жителями России. По отношению к другим республикам он во многом фигура внешняя (опять же, в хорошем или плохом смысле). И наблюдая за полицией скорби и траурными маршами в ленте соцсетей и новостей, мы вольно или невольно проигрываем подобную ситуацию теперь уже в своем доме.
Казахстан представляет собой достаточно уникальный пример государства, бывший многолетний руководитель которого по-прежнему жив, а его политическое наследие является объектом яростных споров, причем как среди населения, так и среди политической элиты. И если это событие произойдет в момент нового политического и социального обострения, заупокойные споры могут привести к очередной жаре в зимний месяц.
Ильяс Ахметов
В рамках Межгосударственной программы «Большие гастроли», организованной Министерством культуры Российской Федерации и посвященные 80-летию легендарного…
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…