Қазақ редакциясы
Уведомление
Последние новости
В Казахстане изъята крупнейшая в истории страны партия кокаина
05.09.2025
Токаев провел встречу с председателем парламента Монголии
05.09.2025
Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли
05.09.2025
Нацбанк Казахстана назвал сроки вывода из обращения старых банкнот
05.09.2025
Отборочный турнир Чемпионата мира — 2026. Казахстан – Уэльс (видео)
05.09.2025
Aa
Поиск

Категории

  • Kazakhstan Inside
  • Аналитика Alem Research
  • Видео дня
  • Галерея
  • Главное
  • Голос на миллион
  • Гороскоп
  • Деньги и слава
  • Здоровье
  • Инвестиции
  • Инсайдер
  • Как жить? Лайфхаки и советы
  • Криптовалюта
  • Курс тенге
  • Налоги
  • Наука
  • Обзор иноСМИ
  • Обзор казСМИ
  • Обзор укрСМИ
  • Образование
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Развлечения
  • Спорт
  • Технологии
  • Тренды соцсетей
  • Экономика
Қаз
Aa
  • Курс тенге
  • Галерея
  • Развлечения
  • Наука
  • Технологии
  • Инсайдер
Поиск
  • Аналитика Alem Research
  • Видео дня
  • Галерея
  • Главное
  • Здоровье
  • Инсайдер
  • Инвестиции
  • Наука
  • Обзор иноСМИ
  • Обзор казСМИ
  • Образование
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Развлечения
  • Спорт
  • Технологии
  • Тренды соцсетей
  • Экономика
Подписывайтесь на нас
Globalnews > Рубрики > Экономика > Секрет льготного автокредитования: министры-короткострелы и правительство без будущего
Экономика

Секрет льготного автокредитования: министры-короткострелы и правительство без будущего

Ануар Нурпеисов
Ануар Нурпеисов 07.02.2023
Обновлено 07.02.2023 в 11:02
Поделиться
Поделиться

Акция от правительства «автомобиль по льготному кредиту» из истории с красивым пиаром, где счастливые казахстанцы благодаря льготному автокредиту улучшают свое качество жизни, превратилась в фарс и шутки.

Содержание
Ключевые вопросы простыОсобенность всех министровПростой ответБудущего нетЧто делать?

Проблемы автоотрасли Казахстана во всей красе проявились в недавней акции автокредитования. Известный экономист Эльдар Шамсутдинов в своем телеграм-канале, анализируя успешный провал акции, решил абстрагироваться от намеков на коррупцию, но сосредоточился на системных ошибках.

Дословно:

Ключевые вопросы просты

«Предлагаю задаться следующими вопросами:

Что такое автопроизводитель? Есть ли в Казахстане автопроизводители?

Что Министерство индустрии и инфраструктурного развития хочет от автопроизводителей?

Как МИИР видит будущее казахстанского автопрома через 15 — 25 лет?

Есть ли в Казахстане автопроизводители? На мой взгляд — нет. Есть авто дистрибьюторы и компании, занимающиеся крупной и мелкой узловой сборкой автомобилей.

Что надо министерству?

Тогда почему МИИР лоббируют интересы автомобильной отрасли? Ответ во втором вопросе. Что МИИР хочет от автопроизводителей?

Казахстанскому автомобилестроению в марте исполнится 20 лет, за этот срок было выпущено/собрано 527 тысяч автомобилей, в т. ч. грузовых, пассажирских и прицепов. Большая ли это цифра? В целом да, но нужно учитывать, что основной прирост выпуска начался в 2018 году, когда прижали Балушкина («Азия Авто») и продали китайцем контролирующую долю (51%) в Allur.

В принципе, можно сказать, что отрасль устойчивая, бизнес завозит в упрощенном режиме автокомплекты и собирает из них автомобили, на которые есть спрос как внутри страны, так и у северного соседа. Если казахстанцы не смогут покупать автомобили из-за дороговизны и недоступности кредита, то в России спрос будет обеспечен минимум на 5 лет. С учетом того, что горизонт планирования у бизнеса 3 года, у отрасли проблем нет.

Тогда зачем нужно льготное кредитование за счет бюджетных средств? Не бизнес принимает решение о льготном кредитовании, это делает правительство в лице МИИР. Но зачем?

Особенность всех министров

Дело в том, что сегодняшние министры — это люди с быстрым ростом, которые дальше министра не видят карьерного роста, а срок их министерской деятельности ограничен. А как тогда оставить след в истории? Министр, как и любой бюрократ, хочет оставить след в истории. Как оставить след, если карьера на пике?

Написать программный документ. Причем работать по нему необязательно, так как документ долгосрочный, а должность — нет. Плюс у тебя появляется возможность сказать, что «у меня была стратегия, как реформировать отрасль, но мне не дали ее закончить».

Окей, есть институциональная память, меняется министр, но министерство даже с учетом реструктуризации все равно остается. И вот здесь начинается основная проблема.

При быстрой сменяемости таких «визионеров» с низким уровнем проработки своего видения госаппарат заменяет стратегическое видение и формирование будущего решением четко установленных задач. Потому что госплан осязаем, его можно видеть и потрогать в короткий срок, произвести 100 тысяч автомобилей, создать 50 000 рабочих мест, это все элементы госплана, микроменеджмента правительства.

Простой ответ

Поэтому на вопрос «что хочет правительство автопроизводителей?» есть ответ. Правительство хочет решения четко поставленных задач. Льготный автокредит нужен, чтобы решить эти четкие задачи. Например, в 2021 решались такие задачи, как:

  • производство 100 000 единиц техники
  • сохранение и увеличение рабочих мест
  • рост экспорта и доли местного содержания в выпускаемой продукции
  • привлечение инвестиций в отрасль

Причем даже здесь четкий и количественный пункт только 1, потому что его можно решить за счет отраслевых протекционистских мер. Если упростить, то это четкая задача для бухгалтерии и финдепа, бюджетирование и ассигнование отрасли.

Здесь нет такого пункта, как решить проблему технологического отставания или, попроще, законтачить металлопроизводителей, конструкторские бюро и автодилеров для производства собственных кузовов. Только четкие задачи.

Будущего нет

А какое же тогда у правительства видение будущего казахстанского автопрома через 15 — 25 лет? Его нет. Потому что у бухгалтера и финдира нет функции стратегического прогнозирования. Вот и ответ на вопрос «Кто виноват?»

Виновато желание госаппарата заниматься только микроменеджментом, и игнорировать формирование будущего.

Что делать?

Заниматься формированием будущего, развивать видение. Нанимать министров, у которых есть этот навык и которые готовы вести дискуссию с публичным полем, готовых защищать свое видение будущего. Понимаю, что это очень утопично, но народ, который не видит свое будущее, всегда будет аутсайдером и проигрывать конкуренцию на мировой арене. Конкуренты не будут сочувствовать нашему «у нас была стратегия, но нам не дали ее закончить». Нас просто съедят».

Megogo.kz
ТЕГи: Главное, Коррупция в Казахстане
Поделиться этой статьей
Facebook Twitter Whatsapp Whatsapp Telegram
Поделиться
Оставить комментарий

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуально:

  • В Казахстане изъята крупнейшая в истории страны партия кокаина
  • Токаев провел встречу с председателем парламента Монголии
  • Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли
  • Нацбанк Казахстана назвал сроки вывода из обращения старых банкнот
  • Отборочный турнир Чемпионата мира — 2026. Казахстан – Уэльс (видео)
Сентябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
« Авг    

Мы в соцсетях:

Facebook Нравиться
Instagram Подписаться
Youtube Подписывайся
Telegram Подписаться

Вам также может понравиться

Политика

Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли

05.09.2025
Спорт

Отборочный турнир Чемпионата мира-2026. Казахстан – Уэльс

04.09.2025
Происшествия

В Алматы ощутили землетрясение

02.09.2025
ПолитикаЭкономика

Глава государства выступил на восьмом заседании казахско-китайского Делового совета

02.09.2025

Категории

  • Галерея
  • Здоровье
  • Инсайдер
  • Наука
  • Развлечения
  • Курс тенге
  • Технологии
  • Редакция

О проекте

Узнавайте самые важные новости Казахстана в мировой палитре событий вместе с GlobalNews.

Контакты

Почта: info@globalnews.kz Телефон: +7 (727) 3102504 050000, г. Алматы, Ауэзовский р-н, микрорайон Аксай – 3А, дом 47, кв 7

Подпишитесь на нас

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы мгновенно получать наши новые статьи

© GlobalNews 2022. Все права защищены.

Removed from reading list

Отменить
Welcome Back!

Sign in to your account

Забыли пароль?