Реализацию Нацпроекта передали в единые руки АО «Samruk-Kazyna Construction» в 2022 году. Уже тогда эксперты говорили, что лучше бы школы продолжали строить акиматы.
Недавно финансист Расул Рысмамбетов возмутился тем, застройщики по проекту «Комфортная школа» подписали соглашение о конфиденциальности, и теперь общественность не узнает ни списка вовлеченных компаний, ни стоимость стройматериалов, ни критериев, предъявляемых к строительству школ.
Сценарий «негативный»
Понятно, что участвуют наши строительные гиганты, которые не предоставляют отчетности – ни консолидированной, ни по проектам. Меня ситуация возмущает, что как брать 5 млрд долларов из Нацфонда – кубышка открылась, а как делиться информацией о том, как тратят наши, народные средства, – нет. Каким образом средства Нацфонда тратятся по внутренним корпоративным процедурам ФНБ «Самрук-Казына», если это не средства фонда?
написал эксперт на своей странице в Facebook.
Хотя год назад, еще в декабре 2022 года, как только стало известно о передаче школьных строек «Самруку», мы писали о том, что могут возникнуть проблемы.
Проект инструкции пока не утвержден, но уже я вижу, что передача строительства школ в руки «Самрука» — шаг назад в плане прозрачности и коррупционных рисков. Во-первых, закупки будут проводиться на сайте самого Samruk-Kazyna Construction, вне общедоступного портала госзакупок, а заявки принимаются в бумажном виде. Во-вторых, в 2020 году у экспертов Всемирного банка было много замечаний как раз к прозрачности закупок фонда «Самрук-Казына». В-третьих, откуда «дочке» «Самрука» знать специфику регионов при формировании плана строительных работ? В-четвертых, за акиматами всегда можно было усилить контроль со стороны комитета госаудита Минфина или Высшей аудиторской палаты. А кто будет контролировать эффективность расходов в Samruk-Kazyna Construction? Есть ли на это ресурсы?
комментировал в статье «Коррупция в строительстве школ: искушение для «Самрук Казына» руководитель общественной организации «Цифровое общество», ныне эксперт Коалиции Kun Jarygy»- Сообщества по мониторингу госзакупок РК Нургали Рахманов.
Его слова фактически сбылись, поэтому снова спросили у Рахманова, что происходит и почему.
Куда смотрит Минфин?
— Действия «Самрук-Казына» по действующему законодательству, регулирующему его деятельность, законны. Фонд может принимать какие-то внутрикорпоративные решения по закрытию информации согласно своим регулирующим документам. Кроме того, эти решения не регистрируются в Министерстве юстиции как НПА. Поэтому «Самрук-Казына» может принимать решения, которые противоречит общегражданскому действующему законодательству, но здесь вопрос к правительству, которое не требует регистрации нормативных актов «Самрука» в Минюсте, — ответил эксперт.
По словам Нургали Рахманова, прозрачность при освоении бюджетных средств должна быть, это прописано Бюджетным кодексом. Сам нацпроект «Комфортная школа» также предусматривает прозрачное его исполнение.
— Здесь мы видим нарушение принципа верховенства права, когда статьи Бюджетного кодекса РК имеют приоритет по сравнению с порядком реализации нацпроекта, разработанным и одобренным правлением «Самрук-Казына», а на деле проект реализуется по правилам «Самрук-Казына», несмотря, что закрытость нацпроекта нарушает принципы Бюджетного кодекса.
— Вам не кажется странным засекречивать информацию о подрядах в рамках реализации Нацпроекта, учитывая повышенное внимание общественности к строительству школ?
— Обоснование засекречивания информации вокруг этого проекта можно увидеть, изучив протокол заседания правления на сайте фонда. Протокол находится в открытом доступе.
Что мы можем требовать сегодня от «Самрук-Казына» касательно непрозрачности реализации проекта? По сути, ничего. А вот от правительства – чтобы исполнялись поручения президента. Потому что 1 сентября 2022 года в послании народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев поставил перед Минфином задачу перевести все закупки «Самрука» на одну платформу с госзакупками.
Прошел год и три месяца, а Минфин до сих пор не обозначил дорожную карту по реализации этого поручения президента. Если бы оно было исполнено, все вопросы вокруг реализации нацпроекта «Комфортная школа» фондом «Самрука-Казына» отпали сами собой
Данные сегодняшних закупок «Самрука» и госзакупки публиковались бы на одном госпортале. А у госзакупок сегодня довольно хороший уровень прозрачности данных. И общественность со СМИ могли начать мониторинг данных этого нацпроекта.
Объективность ценообразования под вопросом
— Поскольку в рамках проекта предусмотрено строительство под ключ, значит ли это, что гриф на информацию о строительстве наложили ради концентрации вокруг проекта пула определенных застройщиков и сокрытия завышенного ценообразования?
— Мы год назад публиковали подробный отчет о строительстве школ в Казахстане на основе открытых данных. И пока его готовили, сформировали перечень коррупционных рисков и индикатор-рисков. Главный риск-индикатор – это стоимость одного ученического места, вытекающая из исходных данных о стоимости всего проекта, деленного на общее количество ученических мест.
Так вот, данные этого риск-индикатора по регионам колебались настолько серьезно, что это не могло не вызвать вопросы. Колебания от 1,7 млн тенге до 11,7 млн при строительстве типовых школ – очень серьезный разбег.
Если подойти к нацпроекту «Комфортная школа» с этой точки зрения, то 2,6 трлн тенге на строительство 700 тысяч ученических мест предусматривают расходы в размере 3,7 млн тенге на одно ученикоместо. И это неплохая цена, зато конкретная, которую нельзя будет искусственно завысить до 11-12 млн тенге. Так что реализация нацпроекта одним заказчиком более-менее упорядочивает сам процесс и сглаживает разброс цен
И хотя все непрозрачно, эффективность исполнения по срокам и расходам все равно вырастет за счет концентрации контроля в одних руках. Это и может быть главным аргументом «Самрука» по введению режима секретности по нацпроекту.
Коррупционные риски искусственного завышения цен заключаются в том, чтобы вообще на конкретных сметах строительства школ понять, насколько справедлива цена в 3,7 млн тенге за одно ученическое место. А вдруг выяснится, что объекты не хуже качеством вполне можно возвести под ключ 2-2,5 млн тенге? Тогда риск искусственного завышения закупочных цен поставщиками до оплачиваемых государством 3,7 млн тенге существенно возрастает.
Сметы, естественно, пока общественности недоступны, поэтому и справедливость образования цены в 3,7 млн тенге под большим вопросом. Качество – тоже. И проверить его можно только через полевой общественный мониторинг. С апреля 2024 года включается система общественного контроля, но опять же, проверка возможна после согласования с заказчиком строительства. Депутаты могут собрать такие комиссии и начать проверки. Другой формы контроля у нас нет. Так что относительно объективные выводы о том, насколько эффективно расходовался госбюджет в проекте «Комфортная школ», для органов госконтроля можно будет делать уже после окончания строительства. Ну или когда Минфин исполнит поручение президента или депутаты добьются реального применения принципа верховенства права в реализации проекта «Комфортная школа» «Самрук-Казына», и фонд сделает все данные по закупкам строительства школ открытыми.