Но аудиторы не врут — Фонд национального благосостояния действительно в последние 11 лет к аудиту себя и «дочек-внучек» подпускает только BIG4, руководствуясь собственными соображениями и требованиями в обход закона.
В феврале 2023 года независимые аудиторы Казахстана публично заявили со ссылкой на доступную информацию о том, что «Самрук-Казына» и больше половины из 115 его дочерних организаций потратили в 2022 году на аудиторские и консалтинговые услуги 31,2 млрд тенге. Причем в течение 11 лет в среднем аудировали эти 58 «дочек» ФНБ исключительно компании из Большой четверки. В других 57 компаниях Фонда аудиторами назначались представители других аудиторских организаций не более двух лет подряд в среднем, и аналогичные расходы не превышали 700 млн тенге.
Большая четверка — потому что так надо
Кроме статистики, Коллегия аудиторов Казахстана поделилась и причинами, по которым перешагнуть недосягаемые барьеры «Самрука» никому другому, кроме Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и KPMG, не удается и вряд ли удастся.
«Самрук-Казына» в разработке технической документации устанавливает завышенные и зачастую необоснованные требования к аудиторским организациям. В первую очередь это касается американских сертификатов CFA и британских ACCA. Иной раз бывает, что в конкурсной документации указывается требование на наличие от 2 до 15 таких специалистов для участия в обязательном аудите нацкомпаний. Подобное стало возможно благодаря Министерству финансов, —
отметил заместитель председателя правления Коллегии аудиторов Казахстана Данияр Нурсеитов.
Даже у многих международных аудиторских компаний нет такого количества экспертов с сертификатами CFA и ACCA, не говоря уже про местный рынок. Про получение аудиторами этих сертификатов, кстати, полный интернет историй. За рубежом в последние годы фирмы BIG4 серьезно подмочили свою репутацию выявленными фактами списывания во время сдачи экзаменов.
Но «Самрук-Казына» не нашли ничего лучше, как потребовать от Палаты аудиторов опровержения всей информации, что оказалась в публичном доступе после пресс-конференции.
Доводим до вашего сведения, что информация, озвученная в ходе пресс-конференции, не отражает достоверные сведения и наносит ущерб репутации Фонда. Приведенные данные о финансовых показателях и составе группы не соответствует действительности.
В состав группы Фонда по состоянию на конец 2021 года входили более двухсот дочерних организаций, а не 115. При этом по итогам 2021 года расходы Группы по аудиторским и консультационным услугам, оказанным компаниями «большой четверки», составили 7,5 млрд тенге. Представителями Коллегии аудиторов на пресс-конференции также заявлено о лоббировании интересов компаний «большой четверки» в ущерб отечественным аудиторам,
написала в коллегию управляющий директор «Самрук-Казына» Назира Нурбаева.
Она отметила, что у Фонда много международных партнеров, кредиторов и инвесторов, а потому к нему на международных площадках и соответствующие требования по аудиту финансовой отчетности соответствующими организациями для исключения внутристрановых этических рисков.
То есть «Самрук-Казына» даже не отрицает, что BIG4 уже давно и плотно задействованы в аудите экономики страны. Тогда зачем создавать видимость конкуренции в проведении закупок? Так бы и объявили сразу, что местные аудиторы не такие четкие, как британские, и создают внутристрановые этические риски. Поэтому специально для них поставили забор в виде наличия американских и британских сертификатов для участия в аудите нацсектора.
Сказали «А», говорите и «Б»
Коллегия аудиторов, кстати говоря, с объяснениями «Самрук-Казына» не согласна. Потому что если уж следовать соблюдению соответствующих норм, предъявляемых к игрокам на внешних рынках, тогда уж на 100%, а не наполовину.
В своем письме вы указали, что «крупные организации в составе группы размещают ценные бумаги на международных рынках капитала и участие на международных площадках требует соблюдения соответствующих норм».
Действительно, рынок аудита для публичных компаний развитых стран является одной из немногих отраслей, которая имеет почти полную прозрачность в отношении доли рынка и гонораров за профессиональные услуги. К примеру, каждая публичная компания обязана раскрывать гонорары, уплаченные своему независимому аудитору как за аудит финансовой отчетности так и иные профессиональные услуги. Но в годовых отчетах Фонда и его дочерних организаций нами не обнаружено раскрытие информации о гонорарах за аудит финансовой отчетности и иные профессиональные услуги,
ответил Нурбаевой глава Коллегии аудиторов Владимир Мурашов.
Он также напомнил управдиру «Самрук-Казына» о том, что независимые аудиторы Казахстана не впервые поднимают вопрос с закрытостью госзакупок Фонда по линии аудита и консалтинга для отечественных компаний.
— 12 декабря 2022 года мы обращались в правительство с тем же вопросом, и это обращение кабмин переадресовал зачем-то в Фонд, к которому как раз и претензии. В этой жалобе, кстати, мы приводили те же статцифры, которые ни Фонд, ни Минфин не опровергли.
А по поводу того, что мы указали общее количество дочерних организаций 115, а не 200, так это то, что удалось обнаружить в открытом доступе
Поэтому попросили Фонд, основываясь на законе о доступе к информации, предоставить нам полный перечень структурных подразделений и подведомственных организаций Фонда, а также гонорары, уплаченные независимому аудитору и компаниям Большой четверки по каждой организации «Самрук-Казына», — прокомментировал Владимир Мурашов.
Закона мало, постановление давай!
Кстати говоря, декабрьская переписка между аудиторами, Фондом и Минфином тоже весьма забавная. Как нам показалось, на левобережье слегка перегибают палку.
Минимальные требования (к аудиторам, претендующим на работу по обязательному аудиту нацкомпаний — ред.), установленные законодательством РК, не являются достаточными для привлечения квалифицированного независимого аудитора для крупных активов Фонда, в связи с чем единственным акционером Фонда установлены дополнительные критерии к выбору аудиторской организации. Кодекс корпоративного управления Фонда, утвержденный постановлением Правительства РК от 05.11.2012 г. №1403, устанавливает следующие требования к внешнему аудиту
и перечисляется гигантский объем того, чему надобно соответствовать местным аудиторам, включая всякие международные нормы.
Ненадолго представили себе какой-нибудь судебный процесс в казахстанском городе N, где судья при вынесении решения так и пишет в резолютивной части, что установленных Гражданским и Гражданским процессуальным кодексами норм недостаточно, поэтому суд города N коллективно принял дополнительные критерии для более объективного разбирательства.
Мы вполне могли понять эту историю неправильно, но дословно она читается именно так.
То есть вместо того, чтобы залатать брешь в законе и не создавать прецеденты, когда нижестоящий в иерархии нормативный документ (коим постановление правительства и является по отношению к закону) почитается на практике выше закона, выдумываются разные непреодолимые барьеры.