Русскоязычные подростки из Усть-Каменогорска, Риддера, района Алтай, Шемонаихинского и Глубоковского районов провели 20 дней в казахских семьях Катон-Карагайского района. Целью проекта «Гостевая семья» было погружение в языковую среду для ознакомления с живым казахским языком и традиционной культурой, передает YK-news.kz.
Идея отправить слабоговорящих по-казахски детей в районы для изучения разговорного казахского языка впервые прозвучала зимой из уст бывшего тогда в должности акима ВКО Даниала Ахметова. Сами по себе такие образовательные проекты не являются новшеством. По проекту «Гостевая семья» десятки школьников из Усть-Каменогорска на протяжении нескольких лет посещали ФРГ, овладевая немецким языком в языковой среде. Новым было намерение применить этот опыт на родной земле.
Первоначально существовали сомнения в его успешности. Ведь на этот раз ребятам, обучающимся на русском языке, предстояло ехать не в одну из европейских столиц, а в отдаленный район, где даже телефонная связь иногда ловит с перебоями. Но по мере того, как решались организационные вопросы, сомнения отпадали. Желание отправить своих детей в казахскую деревню для изучения государственного языка изъявили 67 семей. Принять гостей из города захотели 32 семьи. И когда наступили долгожданные каникулы, дети поехали в Катон-Карагай, Берель и Урыль. Принимающей стороной выступили прежде всего педагоги сельских школ. Ведь обязательным условием было умение найти общий язык с детьми и научить их не только говорить по-казахски, но и любить и уважать родной край, о котором городские дети знают иногда только по книжкам.
В рамках проекта «Гостевая семья» мы приняли в нашу семью двух девочек из города Алтая. Целью проекта было обучение детей практическому казахскому языку с погружением в языковую среду. Проект охватывал 17 модулей и длился с 10 по 30 июня. Уроки проходили не за партой. Это было в свободной среде, например на природе, в спортзале, во время похода в поселки Берель, Чингистай, Енбек, Жанаулги,
рассказывает учитель географии средней школы имени Сейтқамзы Ластаева села Катон-Карагай Анар Мергазина.
Сами дети тоже в полном восторге от своей необычной летней школы.
Мы очень благодарны нашей семье Мергазиных, что она нас приняла очень хорошо. Были очень интересные игры, мы много ездили. Я первый раз на коне покаталась,
делится впечатлениями Ксения Кудашова.
Пока ребята учились и отдыхали, дома волновались их родные. Как все пройдет? Не будет ли кровиночка скучать вдали от привычной обстановки? К счастью, опасения оказались напрасными.
Конечно, перед началом проекта каждому родителю было тревожно. Переживали. Это что-то новое для всех. Но с первых же моментов, как началась организация, беспокойство ушло. Впечатление очень хорошее. Ребенок чувствовал себя спокойно, как в своей родной семье. Дочь научилась играть на домбре, хотя до этого никогда даже в руки не брала этот инструмент,
говорит Людмила Молостова.
Одним из самых ярких впечатлений для многих оказалось отсутствие в селе интернета. Но даже при этом скучать не приходилось. Во время необычных каникул городские ребята учились валять войлок и делать казахские национальные ковры, готовить, играть на домбре и петь казахские песни. Вернувшиеся дети в один голос признаются, что не хотели уезжать. Всех покорили удивительная природа Катона и теплое казахское гостеприимство. Они уже строят планы на будущий год и просят, чтобы в проекте имели право участвовать ребята до 16 лет. И родители признают, что главный результат проекта — это не только изучение языка. Между собой подружились почти сто семей.
Проект был интересным, как нам показалось. Двадцать дней были продуманы до минуты. Нам хотелось сделать этот проект не только образовательным, но и познавательным. Как показало наше посещение, реакции и отзывы детей, он удался на 100 процентов.
Дети приобрели не только новые знания, но и новые навыки. Они познакомились с культурой казахского народа, с историей Катон-Карагайского края. И те искренние эмоции, которые мы видели на лицах детей, дорогого стоят. Они счастливы и довольны. Так что первый блин не комом, проект удался. Он уникален по содержанию. И этот опыт мы готовы масштабировать не только в области, но и делиться со своими коллегами в республике,
констатирует руководитель управления образования ВКО Инесса Чернышева.