Общественные советы не могут эффективно работать, пока членов в них набирают сами сотрудники уполномоченных органов, говорит директор Экспертного института Европейского права и прав человека Марат Башимов. Хотя советы и задумывались, как своеобразный хлыст для исполнительных органов, на деле многие из них не выполняют свои функции. И не смогут выполнять, потому что сидят там зачастую «нужные» люди, говорящие то, что от них требует не общество, а акиматы с министерствами.
— Марат Советович, сейчас снова начали много говорить о гражданском обществе, необходимости его развития в целом и различных институтов в частности. Как считаете, какие институты нужно реформировать или может даже строить с нуля в первую очередь?
— Если говорить о неправительственном секторе, то главная проблема – это нынешние общественные советы. Не все, конечно, но слишком многие работают из рук вон плохо. Проблема тут в неполноценном законе об общественных советах, точнее – в том, как набирают их членов.
В советах при акиматах вообще все поголовно сидят «ручные», поскольку именно работники акиматов их и привлекают, кого сами захотят
В результате ни маслихаты не работают в полной мере, ни общественные советы не дают должного эффекта.
Закон об общественных советах нуждается в изменениях именно в части набора, поскольку в остальном он вполне неплох. Но он дает право уполномоченным органам самим собирать этот совет, и это следует менять. Членов общественных советов нужно выбирать на открытой конкурсной основе, причем делать это должны не работники акимата, а само общество. То есть практически очередные выборы. Объявили конкурс, за кого из кандидатов больше народу проголосовало – те и вошли в состав совета.
И тогда эти люди будут действительно работать, а сейчас многие такие ручные советы фактически дискредитируют сам институт
Что делает общественный совет при акимате столицы? Проблем в городе хватает, например, точечная застройка, по любому вопросу можно начинать бить во все колокола. Но что-то я не слышал, что там об этом говорили. Кто-нибудь заявлял: «Я член общественного совета и требую объяснить, почему в стране подорожал сахар?». Или не хватает лекарств. Лично я такого не припомню.
При этом в целом оставляет желать лучшего и активность сограждан. В результате общественные институты есть, но насколько они развиты – вот в чем вопрос. У наших людей логика следующая – я хочу всего и сразу, но сам ничего не хочу делать. А так не бывает, потому что если ты что-то хочешь, ты должен отстаивать это, отстаивать свою гражданскую позицию, а таких людей, к сожалению немного.
Часто ли кто-нибудь требует показать бюджеты акиматов или министерств? А ведь коррупция появляется уже при планировании бюджетов, но что-то общество не особо обращает на это внимание. В том числе и общественные советы. В итоге воровство уже практически стало национальной идеей, в головах сидит только мысль – как бы украсть. Это современный бич нашей страны.
— А как с этим бичом справиться?
— Только открытость, публичность, общественное порицание – больше никак. Если будет открытость, тогда и правосудие заработает по другому, и к правоохранительным органам стало бы меньше претензий. А то в целом
иногда государственные органы занимаются откровенным саботажем поручений главы государства
Граждане должны верить власти, а они сейчас не верят. Человек приходит к чиновнику со своими проблемами, а тот сидит и ждет – что ему скажут сверху, самостоятельно ничего решить не может. Хотя даже Касым-Жомарт Токаев уже говорил – вы должны уметь самостоятельно принимать решения там, где это нужно.
— С общественными советами понятно, а что в остальном? Как ситуация в неправительственном секторе в целом?
— В целом же сейчас начали создаваться условия, чтобы общественные институты все больше развивались, нужно только ими воспользоваться. Все должны работать для того, чтобы конституционные права и свободы граждан были защищены – это я как юрист говорю. А в первую очередь государство должно работать на человека. Это же отражено и в Конституции – целью деятельности государства и его органов является человек, его права и свободы. Справедливость, равенство всех перед законом и так далее – все основные принципы уже заложены в Конституции. Другое дело, что до недавнего времени подход к реализации был скорее формальный. Не очень то приветствовалось полноценное развитие гражданских институтов.
— Насколько сейчас все изменилось?
— После январских событий однозначно стало ясно, что пора строить новый Казахстан. Концепция слышащего государства, курс на построение справедливого общества и так далее. Но требуются изменения и дополнения в законах. Сейчас работа немного приостановилась, но это потому что парламент на два месяца ушел в отпуск – этот срок указан в Конституции. Может, нужно ее поменять, чтобы депутаты отдыхали только один месяц.
В рамках Межгосударственной программы «Большие гастроли», организованной Министерством культуры Российской Федерации и посвященные 80-летию легендарного…
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…