26-27 тысяч релокантов, которые потенциально могли бы устроиться на работу в Казахстане, от общего количества трудоспособных граждан РК составляют 0,2%. Экономике легко абсорбировать эту прибавку.
С 21 сентября, когда Россия объявила частичную мобилизацию для отправки на украинский фронт, сотни тысяч пригодных к призыву российских мужчин, не желающих воевать, стали спешно уезжать в страны ближнего и дальнего зарубежья. Статданные о точном количестве релокантов разнятся и обновляются ежедневно.
Миграционный поток релокантов вызвал в Казахстане оживленные дискуссии о том, как быстро граждане соседнего государства займут и без того небогатый на вакансии рынок труда, куда обменники денут огромное количество привезенных в страну рублей и разместят ли на территории нашей страны свой бизнес крупные российские предприниматели.
Рынок труда стабилен
Оказывается, повода беспокоиться о рабочих местах у наших граждан нет.
По информации аналитика компании Esperio Нурбека Искакова, в Казахстан с начала частичной мобилизации въехало около 200 тысяч россиян, но и выехало около 147 тысяч.
То есть рассматривая данный фактор, нужно говорить о воздействии на рынок труда Казахстана 53 тыс. россиян или даже меньше. Согласно последним данным, к нам ежедневно въезжает около 8-9, а выезжает 10-11 тыс. россиян. И это не уникальная ситуация. Напротив, это характерная картина для мобилизационных событий. То есть от этих 53 тыс. ежедневно отнимается около 1-1,5 тыс. мигрантов из России,
говорит эксперт.
По словам Нурбека Искакова, еще один важный нюанс заключается в том, что многие из приехавших после 21 сентября россиян не планируют менять постоянное место жительства с России на Казахстан:
— То есть они здесь находятся либо как в транзитной стране с последующим отъездом в Юго-Восточную Азию или европейские страны, либо как во временном убежище, пока в России не завершится частичная мобилизация или не начнется переговорный процесс в украинском конфликте.
Так что как минимум половину из тех 53 тысяч россиян, въехавших в Казахстан после 21 сентября, рассматривать в качестве дополнительного трудового ресурса нельзя. А оставшиеся 26-27 тысяч россиян, которые потенциально могли бы устроиться на работу в Казахстане, от общего количества трудоспособных граждан РК (11,32 млн человек) составляют 0,2%. Естественно, что абсорбировать такую прибавку экономика Казахстана сможет достаточно легко, поэтому серьезных изменений от этого фактора ожидать не стоит.
Валютный перекос
Большинство россиян, как показывают события, релоцируются в Казахстан экстренно, поэтому въезжают в страну с рублями и российскими платежными картами.
Проблема переизбытка российской валюты в Казахстане возникла еще летом 2022 года, когда монетарные власти зафиксировали по состоянию на 31 мая 35-миллиардные запасы рублевой наличности в банках второго уровня. 15 июня Нацбанк даже издавал постановление, по которому казахстанским банкам разрешили разово вывезти рубли из страны в срок до 31 августа.
В случае же с релокантами в первую очередь рублевое давление пошло на обменники.
Действительно, столь интенсивное увеличение трафика граждан России в Казахстан не могло не найти своего отражения в работе пунктов обмена валюты. Прибывшие россияне конвертировали рубли в тенге и другие валюты, в результате в обменниках образовался избыток российских рублей.
Чтобы снизить собственные курсовые риски, обменные пункты начали продавать рубли даже ниже официального и рыночного курса. Как правило, на крупных валютных площадках в таких ситуациях в действие вступают «арбитражеры», которые буквально в течение одного дня схлопывают образовавшуюся разницу. Но в обменных пунктах РК подобные арбитражные стратегии нерентабельны из-за высоких комиссий,
констатирует аналитик.
Но буквально за неделю «обменники» смогли восстановить нейтральность своей валютной позиции к рублю.
Бизнес жил, жив и будет жить
Антироссийские санкции серьезно повлияли на миграционные потоки бизнесменов. С марта по июль 2022 года, по данным Бюро национальной статистики, в Казахстане появилось более двух тысяч предприятий с российскими собственниками. А в мае 2022 президент Касым-Жомарт Токаев на площадке Евразийского экономического форума дал распоряжение кабмину создать максимально благоприятные условия для релокации российского бизнеса в Казахстан, понимая, что с собой предприниматели привезут не только деньги и технологии, но и рабочие места.
После объявления Кремлем частичной мобилизации граждан на украинский фронт процесс переезда бизнеса стал более активным — отдельные компании командировали в страны центральноазиатского региона группы сотрудников и открыли постоянные филиалы.
Однако, по мнению аналитика Нурбека Искакова, среди приехавших в Казахстан из-за частичной мобилизации россиян вряд ли найдутся бизнесмены средней и уж тем более крупной руки.
По понятным причинам, крупные и средние предприниматели вряд ли будут мобилизованы, а если кто-то этого и опасается, вряд ли выберет для переезда именно Казахстан. Как правило, обеспеченные граждане России уезжают в развитые страны Азии, Ближнего Востока или Европы. Так что максимум, на что мы можем рассчитывать, это мелкий российский бизнес.
Но и тут есть свои «подводные камни», потому что малый бизнес, как правило, либо очень сильно привязан к конкретной локации (небольшие магазины, автомобильный сервис, общепит и прочее), либо вообще не связан с местом проживания (блогеры, консультанты, IT-услуги и прочее). Первые вряд ли станут продавать доходный бизнес, скорее просто будут его вести из-за границы, а вторые, в зависимости от своей квалификации и уровня дохода, могут точно также отправиться транзитом через Казахстан в другие страны,
считает эксперт.
Так что основным позитивом для экономики Казахстана от притока россиян является возможность здесь и сейчас продать как можно больше товаров и оказать как можно больше услуг. Это уже вызвало ощутимый локальный рост цен. Но учитывая транзитность этой истории, как считает Нурбек Искаков, сдвига инфляции из-за нее ожидать не стоит, она быстро вернется к домобилизационным значениям.