Различные иноСМИ подробно освещают политические и экономические шаги Казахстана и стран Центральной Азии в нынешних условиях. О том, какая сложилась картина, в подборке новостей…
Солдаты армии России окопались в Казахстане и не хотят воевать в Украине
Разведка Киева сообщает, что российский контингент в Казахстане отказывается покидать его территорию и следовать к местам постоянной дислокации, передает MSN. Формальной причиной указано отсутствие авиации для переброски войск в Россию, но в качестве реальной считается нежелание воевать в Украине. Речь идет о части военного контингента, переброшенного в Казахстан в январе 2022 года.
Россия повышает боеготовность войск в Центральной Азии
The Diplomat пишет, что на встрече министров обороны ШОС в Ташкенте 24 августа министр обороны России Сергей Шойгу заявил об усилении режима боеготовности российских войск в Центральной Азии в свете роста нестабильности в Афганистане.
В Кыргызстане войска России располагаются на авиабазе Кант – 999 авиабаза четвертой армии войск противовоздушной обороны (ПВО). Кыргызстан в 2020 году объявил о планах России модернизировать системы ПВО и ПРО базы. А также имеется информация о наличии на Иссык-Куле испытательного полигона морского вооружения.
В Таджикистане расположена одна из крупнейших зарубежных военных баз России – 201 мотострелковая дивизия, история дислокации в стране которой начинается в 1945 году. Предположительно в Таджикистане присутствует 7 000 солдат. В 2021 году на базу прибыло 30 новых танков.
Страхи о доминировании Китая в казахской «нефтянке» преувеличены
Вопреки страхам, циркулирующим в казахском обществе, что Китай наращивает свое влияние в казахском нефтегазовом секторе, это не имеет под собой оснований, передает finance.yahoo. В 2023 году наступит 25-летие сотрудничества РК и КНР в нефтегазовой отрасли. Государственная нефтегазовая компания Китая приобрела 60% долю участия в «Актобемунайгаз», а потом приобрела всю компанию, название которой сегодня CNPC-Aktobemunaigas. Также Китай построил 2 200 км трубопровод из Западного Казахстан в Синьцзян. С момента подачи первой партии экспортной нефти трубопровод перекачал в Китай 150 млн тонн нефти. С 1997 года китайская сторона вложила в казахстанскую нефтянку более 45 млрд долларов США.
Тем не менее следует отметить, что присутствие Китая в казахстанской нефтегазовой индустрии последние несколько лет постоянно сокращалось. С 2010 года доля Китая в «нефтянке» Казахстана сократилась с 31 до 16%. Совокупные инвестиции в сектор также сократились с 3,7 до 1,3 млрд долларов США в 2013 и 2021 годах соответственно.
Последние 1,3 млрд долларов составляют менее 1% от общего объема инвестиций в энергетику Казахстана. Компании из США и Нидерландов являются более тяжеловесными игроками в казахской «нефтянке» в силу их присутствия в мега-проектах Кашаган и Тенгиз.
В 2020 году в Казахстане добыто более 61 млн тонн нефти, из которых 10,5 млн приходятся на компании, контролируемые китайской стороной. Примерно 85% этой нефти остались на территории Казахстана. Фактически большая часть нефти, транспортируемой из Казахстана в Китай поставляется казахстанскими компаниями. Китай не является крупнейшим покупателем нефти из Казахстана. Из 66 млн тонн нефти, экспортированных из Казахстана в 2021 году, Китай получил 3,6. Большая часть ушла в Италию, Нидерланды и Францию.