14-15 сентября в Нур-Султане состоится VII Съезд лидеров традиционных и мировых религий. В нем примут участие более 100 делегаций из 50 стран мира.
Среди участников духовные лидеры мировых традиционных религий от ислама, христианства, буддизма, иудаизма, индуизма, даосизма, зороастризма, синтоизма. В том числе приедут папа Римский Франциск, Верховный имам аль-Азхар Ахмед Мохаммед Ахмед ат-Тайеба и известные раввины. Также в работе религиозного форума будут участвовать политические, общественные деятели, представители международных организаций.
В повестке обсуждение вопросов о роли религий в укреплении духовных и нравственных ценностей, как добиться мирного сосуществования религий, противодействовать экстремизму, радикализму и терроризму, особенно на религиозной почве. Также будет поднят вопрос о вкладе женщин в благополучие и устойчивое развитие общества.
Социолог Серик Бейсембаев убежден, что это значимое мероприятие, которое будет способствовать укреплению имиджа Казахстана на международной арене. Но вряд ли съезд сможет повлиять на решение внутренних вопросов, связанных с религией.
— Дело в том, что Казахстан считается страной, где государство очень сильно контролирует религиозную сферу.
И одним из негативных последствий этого является нарушение религиозных свобод, усложнение деятельности религиозных организаций, и в целом есть меньшинства, которые испытывают притеснения
На съезде такие вопросы не поднимаются. Обычно повестка подобных мероприятий больше касается общих тем, а «местные» проблемы, к сожалению, на обсуждение не выносятся.
— Как вы думаете, не связано ли регулирование религиозной сферы государством с опасениями относительно радикализации населения?
— Надо отметить, что все это проистекает еще из советского наследия, когда государство тотально контролировало религиозную сферу и считало, что религия является источником постоянных угроз. Казахстан продолжает эту традицию. Кроме того, у нас очень сильная секьюритизация религиозной сферы.
По оценкам Prion Research Center, Казахстан входит в 25 стран по степени государственного регулирования религиозной сферы
То есть у нас очень высокое регулирование и очень низкий уровень религиозных свобод. Соответственно, я считаю, что секьюритизация продолжается.
— Если не контролировать религиозную сферу, как противодействовать экстремизму и радикализации?
— Для этого не обязательно создавать отдельные министерства, пытаясь перевоспитать верующих по канонам традиционного ислама. Вместо этого надо очень четко определиться с уязвимой группой, которая подвержена радикализации, а это совсем небольшой сегмент общества. Контроль этого сегмента не требует тех расходов, которые есть сейчас, и наличия бюрократического госаппарата, который создан.
С этим нужно работать в большей степени через профилактические проекты, вовлекая гражданское общество и НПО. Когда есть правоохранительный контроль, а в борьбе с экстремизмом задействованы МВД, КНБ и акиматы, как это ни парадоксально, уровень угрозы ниже не становится. Снижением радикализации надо заниматься, вовлекая в это профильные министерства — образования, социальной защиты, а также воздействуя через культурные и социальные мероприятия.
— Бытует мнение, что там, где активно распространяется религия, нет места образованию и просвещению. Как нам соединить две этих важных составляющих, чтобы одно благоприятствовало другому?
— Это представление, опять же, сложилось еще в советский период. И многие чиновники, которые сейчас возглавляют госорганы, продолжают жить такими изжившими себя убеждениями. Но
в мире много примеров, когда религия сосуществует с образованием и культурой
Учитывая, что у нас циркулярное общество и светское государство, роль государства в этом вопросе должна быть снижена. Оно должно обеспечивать справедливость, доступ к образованию, социальным благам, инфраструктуре. Когда удовлетворены базовые потребности, общество становится более прогрессивным. Рост религиозности не обязательно означает, что люди станут менее образованными и что начнется архаизация общества. Все это мифы, которые у нас раздуты в СМИ и экспертном сообществе, но в реальности это зачастую не находит подтверждения.
— Но ведь часто и женщин в религии подавляют. И раз уж на съезде будут в том числе обсуждаться вопросы об их вкладе в развитие общества, на ваш взгляд, как добиться усиления роли женщин в разных сферах жизни?
— То, что женщин подавляют, это не вопрос религии. Хотя есть отдельные проповедники, которые говорят дикие вещи, в целом вопрос гендерного равенства относится к госполитике. К примеру, закон о бытовом насилии обсуждается уже много лет, но со стороны того же МВД активно не продвигается. И где тут религия?
Если государство не может обеспечить базовую безопасность женщин, не надо сваливать все на религиозную сферу. Очень легко обвинить, что общество якобы архаизируется и что во всем виноват ислам, а мы такие «белые и пушистые». На самом деле это не так. Так что пусть государство занимается своими основными обязанностями, а люди сами разберутся, какая религия правильная, а какая нет.
Распоряжением Главы государства Рахметуллин Акан Акасович назначен первым заместителем Министра иностранных дел Республики Казахстан, сообщили…
Центр поддержки Национального кино Казахстана и Национальный центр кинематографии и анимации Франции подписали меморандум о…
Аким Алматы Ерболат Досаев встретился с делегацией во главе с председателем Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александром…
Соединенные Штаты снова активизируют усилия по сокращению торговли с Китаем путем повышения тарифов. Однако, как показывают данные,…
По информации акима Жылыойского района Жумабека Каражанова, счета за коммунальные услуги жителям пострадавших домов за…
Приговором Межрайонного суда по уголовным делам города Астаны осуждены директор финансового департамента АО «НК Продкорпорация»…