Фото: share.america.gov
Одним из самых ярких событий международной жизни прошедшего июня, несомненно, стал саммит НАТО. Он подвел черту под целой эпохой, и во многих столицах, в том числе в Нур-Султане, сегодня гадают, как могут начать развиваться события завтра.
С 28 по 30 июня в Мадриде встречались лидеры тридцати стран Североатлантического Альянса. Все обошлось без неожиданностей и сюрпризов, ведь козыри игроки показали заранее. Ни у кого не было сомнений, что политическое действо в испанском городе разыгралось в ответ на военный конфликт в Украине и напряженную ситуацию вокруг нее. Коллективный Запад пытался понять, что делать и как дальше со всем этим жить.
Даже угроза Турции наложить вето на приглашение Финляндии и Швеции в НАТО, поданная как главная интрига встречи, вполне предсказуемо разрешилась в первый же день. Анкара получила от партнеров все, что хотела, и уже 5 июля главы финского и шведского МИДов смогли подписать протоколы о вступлении в военную организацию. Они станут ее полноправными членами после ратификации этих документов всеми участниками Альянса.
Так что недавние переговоры Альянса лишний раз подтвердили тезис о том, что на подобного рода саммитах утверждают уже давно решенное, и это не место, где нужно выдвигать новые идеи.
Между тем Мадрид-2022 имеет все шансы стать историческим. Во-первых, он, как это сейчас модно говорить, «обнулил» эпохальные решения мадридской же встречи НАТО двадцатилетнего разлива.
Во-вторых, слишком многие решения сегодня принимались с эпитетом «впервые». Например, в беспрецедентно сжатые сроки решился вопрос о членстве Финляндии и Швеции. В середине мая 2022 года они подали заявление, в конце июня получили официальное приглашение, а в начале июля уже подписали соответствующий протокол.
Весьма вероятно, что процесс ратификации в парламентах тоже не займет много времени. Генсек НАТО Йенс Столтенберг не скрывал эмоций, когда заявлял, что «вступление двух скандинавских стран в НАТО станет самым быстрым в истории военного блока».
И это не последние рекорды, которыми может похвастать организация. Впервые планы наращивания военного потенциала и боевой готовности на ее восточных границах предусматривают почти десятикратное увеличение численности сил повышенной готовности – с 40 тысяч сегодня до 300 тысяч. США расширили присутствие в Европе с 70 до 100 тысяч штыков. Усиливается военный контингент в Польше, Румынии, странах Прибалтики, и в перспективе в Финляндии и Швеции.
Другим новшеством станет предварительное размещение тяжелой техники на территории стран восточного фланга. При этом помимо складов с вооружением и боеприпасами, средств передового базирования, таких как ПВО, речь идет о создании структурных элементов штабов для оперативного командования и управления любым подразделением.
Кроме того, впервые с окончания холодной войны у НАТО появятся заранее назначенные силы для конкретных стран, привязанные к оборонным планам альянса. Воинские подразделения теперь станут постоянно тренироваться в государствах, за которыми закреплены. К примеру, солдаты из Великобритании будут делать это в Эстонии, а из Германии – в Литве.
Все это приведет к тому, что впервые Россия получит такое масштабное постоянное военное присутствие НАТО у своих западных рубежей, а сама граница со странами альянса увеличится вдвое. Таким образом, впервые все крупные европейские страны, с которыми когда-либо воевало российское государство, объединились под эгидой одного военного блока. Кроме разве что современной Австрии. Но в нынешнем виде она мало напоминает то государство, с которым приходилось иметь дело царской России в начале XIX и XX веков и Советскому Союзу во время Второй мировой.
Конечно же, все наблюдатели отметили, что впервые новая концепция Североатлантического Альянса назвала Россию «главной угрозой». Никогда прежде, даже в годы холодной войны, чьим детищем считается НАТО, ни одна из предыдущих ее стратегий не называла какое-либо государство «угрозой».
С этим собственно отчасти и связан кризис целеполагания самого НАТО в 1990-х годах, когда организация вынуждена была искать новый вектор дальнейшего развития и смысл существования. С учетом крушения старой геополитической архитектуры делать это было непросто.
Напомним, в мае 1997 года специальный парижский саммит НАТО провозгласил Россию – вчерашнего основного потенциального противника – привилегированным партнером Альянса. В свою очередь Москва, подписав Основополагающий акт Россия — НАТО, по сути, пересматривала свои взгляды на устоявшиеся представления о геополитических процессах в Европе. В частности, она соглашалась с тем, что любая страна отныне может самостоятельно выбирать способы обеспечения безопасности. В том числе и путем присоединения к НАТО.
В результате уже в июле того же 1997 года на Мадридской встрече членов Альянса в НАТО были приглашены Венгрия, Польша и Чехия, а тогдашний президент США Билл Клинтон воодушевленно говорил о «новой эпохе мира и партнерства».
Тогда никто и подумать не мог, что спустя всего двадцать пять лет новая стратегическая концепция НАТО объявит Россию «самой значительной и прямой угрозой для безопасности союзников, а также для мира и стабильности в евроатлантическом регионе».
Трения между Россией и НАТО начались уже давно, но серьезно отношения испортились в 2014 году, после присоединения Крыма и вооруженного конфликта на Донбассе. Практическое сотрудничество остановилось, из лексикона сторон исчезло даже слово «партнерство».
Однако, судя по всему, 24 февраля 2022 года стало поворотным пунктом для российско-натовских отношений и судьбоносным для самой военной организации. Авторы новой редакции стратегии НАТО окончательно лишают всех нас клинтоновских иллюзий четвертьвековой давности.
Но если это возвращение к реальности, то к какой именно? Йенс Столтенберг называет новое видение военно-политического блока «программой НАТО для будущего – более опасного и более конкурентного мира. В этом мире не только Россия, очевидно, не может считаться стратегическим партнером альянса».
Отсюда неудивительно, что США уже вне рамок НАТО заблаговременно создают новый постоянный штаб армии в Польше. Во время своей публичной встречи со Столтенбергом 29 июня американский президент Джо Байден объявил, что согласно этой инициативе новая партия военных кораблей США появится в Испании, эскадрильи истребителей – в Великобритании, сухопутные войска – в Румынии, подразделения противовоздушной обороны – в Германии и Италии, а весь широкий спектр военных средств сдерживания – в странах Балтии.
Однако если в руководстве НАТО и американской элите сегодня вдруг перестали находить в лице тех или иных стран стратегических партнеров, то слишком быстро научились видеть противников. К примеру, в новом издании стратегии НАТО Китай описан как «вызов интересам, безопасности и ценностям» союзников.
Усилия Пекина по наращиванию ядерных сил, хакерские операции и все более тесные связи с Москвой являются серьезными проблемами,
заявил Столтенберг.
Госсекретарь США Энтони Блинкен вообще обвинил Пекин в подрыве «основанного на правилах порядка, в который мы верим и который помогли построить. И если Китай так или иначе бросит ему вызов, мы будем противостоять этому».
В этой связи ни от кого не укрылся тот факт, что опять же впервые на саммите НАТО присутствовали лидеры стран индо-тихоокеанского региона — Австралии, Японии, Новой Зеландии и Южной Кореи. Причем они говорили о необходимости сделать регион вторым театром стратегического расширения НАТО.
Естественно, в Пекине с особой настороженностью следят за преобразованиями в НАТО и вокруг него. Беспокойство уже выразил Постоянный представитель КНР при ООН Чжань Цзюнь, который призвал НАТО не использовать украинский кризис как предлог для разжигания конфронтации блоков и «новой холодной войны». Кроме того, по его словам, «Китай выступает решительно против требований определенных сил о вовлечении НАТО в дела АТР или о сколачивании азиатско-тихоокеанской версии НАТО».
Аналогичные опасения могут озвучить и многие другие страны. Особенно те, кто не желает возвращения прежней эпохи жесткой геополитической дихотомии с ее подводными камнями и ограничениями в международной жизни. Потому что это вызывает слишком большие и серьезные вопросы. Сможет ли, например, Казахстан как прежде участвовать в «Партнерстве во имя мира» – программе двустороннего военного сотрудничества НАТО со странами, не являющимися членами блока.
Наше государство не стремится к углублению связей с Альянсом в отличие от других постсоветских стран, но до настоящего времени считалось, что сотрудничество Казахстана и НАТО имело наиболее продвинутый уровень кооперации. На территории нашей страны с 2003 года регулярно проводятся международные миротворческие учения, в которых участвуют военные контингенты стран-членов НАТО и СНГ. По стандартам НАТО идет обучение военнослужащих миротворческого батальона «Казбат». Помимо военно-технического аспекта приоритетными направлениями сотрудничества являются публичная дипломатия и образование.
В самом общем смысле можно сказать, что в контурах прежнего мироустройства Казахстан мог успешно отстаивать свое право на проведение многовекторной внешней политики и неизменно ставить прагматизм во главу угла при отстаивании своих национальных интересов.
Сегодня все может поменяться в любой момент и самым кардинальным образом. Вполне возможно, что динамизм геополитических процессов и трансформация ведущих международных организаций будут оказывать влияние не только на внешнеполитические маневры Нур-Султана. По крайней мере, обстоятельства могут потребовать от него повышения качества политической игры на региональной и мировой аренах. Но как это будет происходить, станет ясно уже в ближайшем будущем.
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…
20-21 октября по приглашению Касым-Жомарта Токаева Казахстан с государственным визитом посетит Президент Азербайджана Ильхам Алиев,…