Чунцин. Фото: ihg.com
Только политическая воля способна изменить принципиальные ошибки в развитии казахстанских мегаполисов. Пробки, водный коллапс, проблемы с экологией стали неотъемлемой частью нашей жизни, но… Жители китайских многомиллионников, которые в разы больше наших, лишь удивились бы, узнав о наших проблемах.
Об этом пишет известный китаевед Адиль Каукенов на своем телеграм-канале:
«Глядя на чудовищные многокилометровые заторы в Алматы даже как-то
неудобно говорить китайским партнерам, что декларируемое население казахстанского мегаполиса чуть-чуть меньше двух миллионов
Кто хоть раз был в Китае знает, что город с населением в 7 миллионов считается небольшим и очень уютным. И это действительно так, китайские города в 5-7 миллионов легко переваривают свое население, а жители гордятся, что им намного легче чем жителям супер-мегаполисов.
В китайских, да и вообще азиатских мегаполисах население легко зашкаливает 20 миллионов, а самый крупный китайский город, это, кстати, не Пекин или Шанхай, а Чунцин — 37 миллионов.
И даже при таком населении транспортная инфраструктура нормально работает,
обеспечивая горожанам доступ к благам собственного города.
В чем же разница? Почему для Китая 7 миллионов — это тихий спокойный городок, а для Казахстана 2 миллиона в Алматы — это транспортный коллапс и в принципе нерешаемая проблема? Да-да, подход именно таков,
защитники текущего транспортного ада говорят: ну вот пробки везде по всему миру
Совершенно очевидно, что Пекин, Москва, Токио и прочие города при несопоставимо большем населении справляются. Причем не только запретами на автомобили. Ведь если два миллиона алматинцев заселить в Чунцин, то город будет казаться вымершим. Хотя, казалось бы, бескрайние степи это у нас.
Даже если соединить Алматы с агломерацией и дать реальные цифры населения, получится не более 4-5 миллионов, что опять же относительно Азии немного и на фоне 27 миллионного Шанхая не кажется чем-то серьезным и перенаселенным.
Собственно ключевая идеологическая разница кроется в одном слове: в Азии. В Казахстане не могут признать простую вещь, что крупнейшие казахстанские мегаполисы (Алматы, Астана, Шымкент, Актобе и т.д.) развиваются в логике азиатских городов, соответственно
нужно перенимать опыт не 500-тысячного Копенгагена, а таких центров, как китайский Чэнду (11 миллионов),
японская Йокогама (4 миллиона), корейский Пусан (4 миллиона) и т.д. Таковы процессы урбанизации и ее либо принять, либо продолжать делать вид что все нормально.
Однако в казахстанском политическом и общественном мнении доминирует коллективный Варламов, который диктует две ключевые парадигмы:
Первая: людей не так много.
Вторая: невидимая рука рынка все решит.
Первый тезис можно услышать очень часто при проектировании дорог, теплостанций, электрообеспечения, канализации и прочего: ну население-то в Казахстане небольшое.
Но дело в том, что вроде бы сравнительно (!) небольшое население Казахстана сконцентрировано в нескольких точках. И в этих самых точках, к коим в первую очередь относится Алматы, людей на квадратный метр более чем много.
К чему привело принятие решений на основании этого ошибочного подхода, уже наглядно показали техногенные катастрофы в виде отсутствия тепла в северных городах, нехватки воды в столице и начинающийся дефицит энергии повсеместно.
Второй тезис тоже ошибочен — международный опыт показывает, что сама проблема такого масштаба никуда не исчезает, лишь принимает гипертрофированные формы и ведет к череде катастроф.
А опыт выше перечисленных азиатских городов показывает, что решение проблем вполне реально, вопрос лишь в том, чтобы была политическая воля и правильные ориентиры».
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…
20-21 октября по приглашению Касым-Жомарта Токаева Казахстан с государственным визитом посетит Президент Азербайджана Ильхам Алиев,…