Только политическая воля способна изменить принципиальные ошибки в развитии казахстанских мегаполисов. Пробки, водный коллапс, проблемы с экологией стали неотъемлемой частью нашей жизни, но… Жители китайских многомиллионников, которые в разы больше наших, лишь удивились бы, узнав о наших проблемах.
Об этом пишет известный китаевед Адиль Каукенов на своем телеграм-канале:
Алматы — не мегаполис по китайским меркам
«Глядя на чудовищные многокилометровые заторы в Алматы даже как-то
неудобно говорить китайским партнерам, что декларируемое население казахстанского мегаполиса чуть-чуть меньше двух миллионов
Кто хоть раз был в Китае знает, что город с населением в 7 миллионов считается небольшим и очень уютным. И это действительно так, китайские города в 5-7 миллионов легко переваривают свое население, а жители гордятся, что им намного легче чем жителям супер-мегаполисов.
В китайских, да и вообще азиатских мегаполисах население легко зашкаливает 20 миллионов, а самый крупный китайский город, это, кстати, не Пекин или Шанхай, а Чунцин — 37 миллионов.
И даже при таком населении транспортная инфраструктура нормально работает,
обеспечивая горожанам доступ к благам собственного города.
Транспортного ада Алматы могло не быть
В чем же разница? Почему для Китая 7 миллионов — это тихий спокойный городок, а для Казахстана 2 миллиона в Алматы — это транспортный коллапс и в принципе нерешаемая проблема? Да-да, подход именно таков,
защитники текущего транспортного ада говорят: ну вот пробки везде по всему миру
Совершенно очевидно, что Пекин, Москва, Токио и прочие города при несопоставимо большем населении справляются. Причем не только запретами на автомобили. Ведь если два миллиона алматинцев заселить в Чунцин, то город будет казаться вымершим. Хотя, казалось бы, бескрайние степи это у нас.
Даже если соединить Алматы с агломерацией и дать реальные цифры населения, получится не более 4-5 миллионов, что опять же относительно Азии немного и на фоне 27 миллионного Шанхая не кажется чем-то серьезным и перенаселенным.
Принципиальное отличие Казахстана от Азии
Собственно ключевая идеологическая разница кроется в одном слове: в Азии. В Казахстане не могут признать простую вещь, что крупнейшие казахстанские мегаполисы (Алматы, Астана, Шымкент, Актобе и т.д.) развиваются в логике азиатских городов, соответственно
нужно перенимать опыт не 500-тысячного Копенгагена, а таких центров, как китайский Чэнду (11 миллионов),
японская Йокогама (4 миллиона), корейский Пусан (4 миллиона) и т.д. Таковы процессы урбанизации и ее либо принять, либо продолжать делать вид что все нормально.
Варламов не нужен
Однако в казахстанском политическом и общественном мнении доминирует коллективный Варламов, который диктует две ключевые парадигмы:
Первая: людей не так много.
Вторая: невидимая рука рынка все решит.
Первый тезис можно услышать очень часто при проектировании дорог, теплостанций, электрообеспечения, канализации и прочего: ну население-то в Казахстане небольшое.
Но дело в том, что вроде бы сравнительно (!) небольшое население Казахстана сконцентрировано в нескольких точках. И в этих самых точках, к коим в первую очередь относится Алматы, людей на квадратный метр более чем много.
К чему привело принятие решений на основании этого ошибочного подхода, уже наглядно показали техногенные катастрофы в виде отсутствия тепла в северных городах, нехватки воды в столице и начинающийся дефицит энергии повсеместно.
Второй тезис тоже ошибочен — международный опыт показывает, что сама проблема такого масштаба никуда не исчезает, лишь принимает гипертрофированные формы и ведет к череде катастроф.
А опыт выше перечисленных азиатских городов показывает, что решение проблем вполне реально, вопрос лишь в том, чтобы была политическая воля и правильные ориентиры».