Премьер-министр Испании Педро Санчес срочно вылетел в Китай с официальным визитом. Наиболее важной целью визита испанские СМИ называют личную встречу с Си Цзиньпином, в ходе которой Санчесу предстоит снизить градус напряжения, поскольку ЕС и Китай находятся на грани торговой войны. На прошлой неделе Пекин пошел на эскалацию антидемпингового конфликта с Европой, заявив что начал расследование в отношении импорта свинины, львиная доля которого приходится как раз на Испанию.
Еще в июне, когда Брюссель заявил о значительном повышении таможенных пошлин на китайские электромобили, Пекин предупреждал, что это может спровоцировать торговую войну. Однако руководство ЕС не намерено отказаться от этих планов, и Китай заявил о намерении ввести ответные пошлины на импорт европейского автопрома, молочной продукции и свинины. На днях официальный представитель Пекина объявил, что Китай подготовил пакет документов, направленных «на защиту китайского рынка от недобросовестных европейских импортеров, и что теперь все зависит от Брюсселя».
Этим и объясняется срочность незапланированного визита Санчеса. По данным китайской таможни, в 2023 году Испания экспортировала свинину на сумму 1,5 млрд долларов. Кроме того поставки в испанской молочной продукции в Китай вышли на уровень около 50 млн долларов. И наконец повышение пошлин на европейский автопром сильно ударит по испанской компании SEAT, которая является крупнейшим работодателем страны.
Похоже единственным вариантом для Санчеса, который поможет избежать удара по экономике, являются гарантии, что Испания не станет выполнять указания Брюсселя и в одностороннем порядке откажется поднимать пошлину на китайский автопром. Об это довольно прозрачно намекнула государственная газета Китая Global Times. В статье, за авторством ученого-экономиста Чжао Цзюньцзе, сказано:
…важно, чтобы Китай и Испания могли вести конструктивное общение по вопросам торговли. Визит Санчеса ясно донесет до ЕС мысль о том, что торговые разногласия в нескольких областях не могут отражать общую картину и не должны быть препятствием для двусторонних отношений,
Эксперты отмечают, что Китай агитирует государства-члены ЕС отклонить предложение Европейской комиссии о введении дополнительных пошлин в размере до 36,3% на электромобили китайского производства во время голосования по этому вопросу в октябре. Ограничения будут введены в дополнение к стандартному 10%-ному импортному тарифу ЕС, если против них не проголосует квалифицированное большинство из 15 членов ЕС, представляющих 65% населения ЕС.В ходе совещательного голосования в июле Испания вместе с Францией и Италией поддержали тарифы, в то время как Германия, Финляндия и Швеция воздержались.