Что нужно для реализации инициатив, которые позволят вывести Казахстан в число развитых стран? В основном все упирается в финансы. Но, к сожалению, именно эта сфера полна хаоса, пишет газета Жас Алаш.
Любое правительство Казахстана можно назвать нерадивым хозяином. И связано это в первую очередь с планированием, в том числе и бюджетным, которое находится в плачевном состоянии.
Хочешь лошадь, а хватает только на барана
В Министерство национальной экономики РК обратили внимание на следующую парадоксальную ситуацию: бюджет страны является «бюджетом, ориентированным на результат» еще со времен первого президента, с 2007 года. Однако результатов нет. Почему так происходит?
Министерство отвечает: бюджетное планирование у нас строится на основе «прогноза социально-экономического развития». Однако при разработке документов в системе государственного планирования истинные возможности бюджета совершенно не учитываются. Их оценивает только Республиканская бюджетная комиссия (РБК).
Если образно, правительство собирается доехать на личном транспорте из Астаны до Алматы, а РБК выделяет топливо только до Караганды. Потому что на озвученные правительством планы бюджета просто нет. На 2023 год его дефицит достиг рекордных 3,2 трлн тенге. Это означает, что все намеченные цели при всем желании и к сожалению останутся только планами.
Поэтому что в правительстве Мамина, что в правительстве Смаилова целевые показатели не были полностью профинансированы, а потому в итоге не были реализованы.
Приведем пример. При формировании нового бюджета на 2023-2025 годы Минпромторг заявил, что с учетом необходимости достижения целевых показателей Системы государственного планирования (СГП) потребуется 7,2 трлн тенге:
- 3 трлн — на 2023 год
- 2,5 трлн — на 2024 год
- 1,7 трлн — на 2025 год
С учетом реальных возможностей бюджета Минфин и РБК готовы выделить только 2,5 трлн, включая:
- 0,9 трлн — на 2023 год
- 0,8 трлн — на 2024 год
- 0,8 трлн — на 2025 год
То есть запрашиваемые правительством средства на реализацию своих планов сократились почти в три раза. Опять же, образно говоря, если сын попросит деньги на лошадь, а глава семьи даст только на овцу, придется покупать овцу, верно? Вот по такому принципу работает и наше правительство.
«Какая одна из главных проблем в эффективной реализации СГП? Реализация планов развития ограничена выделяемыми в итоге бюджетными средствами и зависит от финансов. И средств не всегда хватает», – отмечают эксперты Минэкономики.
Чтобы выйти из ситуации с честью, министры прибегают к уловкам — включают в план развития своего ведомства межведомственные или неконкретные индикаторы. А в случае неудачи легко переложить вину на других. Даже сами аудиторы говорят, что такая ситуация «не позволяет объективно определить роль каждого госоргана в недостижении конкретных показателей, что приводит к размыванию границ ответственности».
Фонды способствуют увеличению хаоса
«В настоящее время учет государственных финансов осуществляется только в рамках бюджета. Но при этом значительные активы государства используются вне бюджета. Это связано с тем, что Фонд государственного социального страхования, Фонд социального медицинского страхования, Фонд компенсации потерпевшим, Фонд развития промышленности, Фонд поддержки инфраструктуры образования и другие перетекающие фонды потребляют бюджетные средства, через них проходят и расходы субъектов квазигоссектора, из-за чего не получится увидеть полную картину реального состояния финансовых ресурсов государства», – сообщили в Минэкономики.
Выяснилось, что некоторые стратегические цели документов более высокого статуса не вошли в документы более низкого уровня и не были отражены.
Чтобы исправить ситуацию, новое правительство планирует внедрить канадский опыт. Эффективное и ответственное правительство может существовать только при наличии хорошо функционирующей системы управления расходами. В то же время эта система управления расходами считается одним из основных элементов правительства Канады.
В целом структура канадского управления ресурсами и результатами состоит из трех компонентов:
- стратегические цели
- программы, ориентированные на результат
- информация о реализации ресурсов и программ
То есть каждое министерство подробно отчитывается, что именно было сделано на выделенные ему средства и какие получены результаты.
В Казахстане правительство принимает программу на пять лет и продолжает ее реализовывать, даже если она не показывает своей эффективности. Или министр, разработавший ее, переходит на другую работу. Новый, безо всякой оценки эффективность программы, предлагает новую программу, чтобы не отвечать за работу своего предшественника.
Ожидается, что избавление от бюрократии по канадской модели сократит сроки и этапы бюджетного процесса в Казахстане в два раза.