Правила буллинга: сможет ли инструкция изменить реальную жизнь?

В Казахстане разработали правила профилактики буллинга в школах – документ-инструкцию, следование которой, по мнению разработчиков, должно эффективно пресекать случаи травли в школах и других образовательных учреждениях.

О том, насколько предложенные меры действительно эффективны, чуть позже, а пока заметим, что сама публикация проекта на сайте «Открытые НПА (нормативно-правовые акты)» являет собой достаточно символичный этап в жизни казахстанского общества, которое оно прошло за минувшие годы. Солидную дистанцию от консервативного отказа признавать проблему до вхождения экзотического прежде термина в официальный канон бюрократического языка и бытовой культуры.

Собственно, есть ощущение, что формально именно выбранное слово станет камнем преткновения в дискуссиях, которые обязательно развернутся теперь в медиа, соцсетях или тематических мероприятиях с участием педагогов, психологов, социологов, а также людей не вполне понятных профессий и компетенций, которые обычно именуют себя «родительским сообществом».

Родителями, которых больше беспокоит не проблема школьного насилия, не олимпийское место нашей страны в суицидальном списке и не вопрос формирования новой культуры общения в среде детей-подростков, но вторжение враждебных западных идеологий в чистые поля целомудренной отечественной ментальности.

Да, безусловно, речь о них — борцах с не до конца понятной и потому особенно угрожающей «повесточкой», претворение которой в жизнь грозит обрушением всех духовных скреп и сакральных норм.

Несколько лет назад участники этого комьюнити утопили в истерических протестах принятие нового закона о семейном насилии. В вопросах обязательных прививок (как правило, мракобесные воззрения идут пакетом) они привлекли на свою сторону довольно широкие социальные слои и заставили государство принять для них альтернативные законы с правом рисковать жизнью детей и низвести доказательную медицину до уровня «личного мнения».

«Буллинг» не нравится им ни в качестве токсичной практики, угрожающей душевному здоровью и даже жизням юных казахстанцев (одна из наиболее распространенных причин самоубийств), но как концепция, отвергающая благость насилия, способного закалить тело и характер, подготовить ребенка к суровым вызовам взрослой жизни. Это нисколько не утрирование их позиции — именно с такими аргументами эти люди выступали в ходе обсуждений закона о семейном насилии, где это понятие также фигурировало.

Неизвестно, сможет ли теперь государственный аппарат выстоять перед манипулятивным шантажом не столь уж и многочисленных, но громогласных персоналий. Но проблема, безусловно, остается болезненно актуальной не только из-за деятельности таких групп или косных предрассудков большинства.

У самого государства, пусть и признавшего существование проблемы, с которой надо бороться системными методами, нет полного понимания, что именно следует делать. И опубликованный документ является прискорбной иллюстрацией подобной растерянности. В лучшем случае он фиксирует уже давно существующие профилактические практики, не указывая, как их можно модернизировать.

Трудно представить, как педагогов и руководство школы обогатит знание о том, что

выявление фактов буллинга осуществляется в период учебного процесса и педагогической деятельности путем письменного, устного обращения либо посредством любых видов связи, в том числе интернета (социальные сети)

Насколько эффективной сама по себе может быть такая мера, как

письменное информирование всех участников образовательного процесса о запрете совершения любых действий с целью унизить личность, честь и достоинство других участников образовательного процесса

Неужели до сих пор подобные действия осуществлялись, потому что их инициаторы считали их допустимыми?

Что именно будет входить в организацию и проведение информационно-разъяснительных мероприятий и установление системы оповещения, направленных на профилактику, предотвращение и выявление травли (буллинга)?

Ведь это, по сути, и есть главный вопрос – практический. Но в тексте документа нет инструкций, есть лишь декларация, по содержательности похожая на совет правоохранителям «вести борьбу с преступностью».

Очевидно, что борьба с насилием в среде школьников неразрывно связана с реформой средней школы как таковой. Необходимость этой фундаментальной операции давно уже стала самоочевидной. О ней говорит руководство страны, образовательное ведомство (которое в рамках этих реформ разделили недавно на два министерства), сами учителя, учащиеся и их родители. Однако до сих пор нет ни четкого понимания того, какую новую модель мы хотим построить, ни реалистического сценария, как это сделать на практике, добившись тех целей, которые провозглашены официально.

Ильяс Калиев

Recent Posts

За сигареты на 243 млн тенге осудили полицейского в Актюбинской области

Мартукским районным судом рассмотрено уголовное дело в отношении заместителя начальника местной полиции Е., обвиняемого в…

6 часов ago

АФМ и КГД усилят взаимодействие в борьбе с незаконным оборотом подакцизной продукции и ГСМ

Агентство по финансовому мониторингу и Комитет государственных доходов МФ подписали дорожную карту по недопущению вывоза…

6 часов ago

Курс тенге: доллар резко подешевел

По данным Казахстанской фондовой биржи, по итогам торгов 4 мая курс доллара составил 441,66 тенге.За…

8 часов ago

Проблемный магистральный трубопровод отремонтируют в Алматы

Плановые ремонтные работы проведут на магистральном трубопроводе на пересечении улиц Ганди и Западный Желтоксан в…

8 часов ago

«КазАвтоЖол» запустил онлайн-трансляцию на участках автодорог республиканского значения

АО «НК «КазАвтоЖол» запускает информационный сервис для автомобилистов - онлайн трансляцию платных дорог республиканского значения.…

9 часов ago

Мы все проспали: о катастрофической ситуации на молочном рынке для местных производителей

Депутаты Мажилиса рассказали о проблеме казахстанских производителей молока. По их данным, отечественные компании не могут соперничать с конкурентами из России и Беларуси…

10 часов ago