МНЭ собирается повысить ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 12 до 16%. И очень оригинально объяснило общественности этот ход.
Вице-министр всамделешного Министерства нацэкономики Азамат Амрин назвал две причины повышения НДС:
- дополнительные поступления в бюджет в размере около 2-2,4 трлн тенге
- повышение конкурентоспособности казахстанских товаров с российским импортом.
Бла-бла-бла и все такое
И использовал для разъяснения следующий текст:
Российские экспортеры получают возврат НДС в размере 20% при экспорте товаров в Казахстан, что делает их товары дешевле. Затем они приобретают лучшие места на полках розничных магазинов и проводят рекламные акции, что приводит к демпингу и снижению цен на российские товары в Казахстане. Это делает казахстанские товары менее конкурентоспособными. Повышение ставки НДС до 16% может изменить эту ситуацию, так как российские экспортеры больше не получат возврат НДС, и все средства будут уплачены в бюджет Казахстана. Это приведет к повышению себестоимости российских товаров и увеличит конкурентоспособность казахстанских товаров на рынке,
считают в МНЭ.
Разные экономисты уже высказались на эту тему примерно так: «Понятно, что ничего непонятно».
Например, телеграм-канал «Не бесите меня» пишет: «Сказано, что «российские экспортеры больше не получат возврат НДС, и все средства будут уплачены в бюджет Казахстана». Очень сказочная история, с учетом того, что возврат НДС российские производители получают в России. Здесь возможны два варианта – аргументы вице-министра были вырваны из контекста и утратили какой-то смысл либо у министерства просто нет аргументов о необходимости повышения НДС кроме поступлений в бюджет и надо защищаться хоть чем-то…».
Экономист Айдархан Кусаинов тоже не смог объяснить нам, что имел в виду Азамат Амрин, когда говорил про возврат НДС на российские товары и рост нашей конкурентоспособности за счет повышения НДС в Казахстане.

Ну, за конкуренцию!
Из двух целей, которые преследует МНЭ, повышение доходов бюджета, скорее всего, будет достигнуто. А вот защиту от российского производителя как можно решить с помощью НДС, я себе даже не представляю. Абсолютная для меня загадка. Я сначала думал, что сам чего-то недопонимаю, а когда увидел другие мнения коллег-экономистов и юристов…,
говорит Айдархан Кусаинов.
Возврат НДС есть во всех странах. И мы возвращаем НДС экспортерам, но связи с защитой от импорта я не улавливаю.
— На наши товары стоимость все равно ведь вырастет?
— На все товары, и на российские тоже, причем примерно одинаково.
— Почему не до 15 или до 17? Нам эта мера нужна?
— Почему именно 16%, лучше скажут в МНЭ. Что касается необходимости данной меры, то она нужна и давно, так как Казахстан со своими низкими налогами превратился в некую офшорную зону. Низкие налоговые поступления в бюджет, сидим на подсосе у Нацфонда.
А если хотим взвешенную экономическую политику, нам нужно сбалансировать ситуацию — люди должны платить налоги, которых должно хватить бюджету, чтобы выполнять свои государственные функции. Все адекватные люди понимают, что освобождение малого бизнеса от налогов — это хорошо только малому бизнесу, но плохо системам образования, здравоохранения и прочей социалке. Когда население начинает говорить, что у него плохие образование с медициной, скажите спасибо тому, кто освободил бизнес от налогов.
И телеграм-канал «Не бесите меня» в этом плане четко потроллил МНЭ — конкурентоспособность нашего производителя реально повысится, только если отменить бизнесу все налоги.
Экономика против вашего «против»
— А сейчас то самое время, когда НДС надо повышать?
— Для нашей экономики, которая хочет стоять на производстве, меньше чем 12% НДС не бывает. Есть, конечно, всякие другие экономики — транзитные, туристические, например, где нет НДС. Но у экономик, стоящих на внутреннем производстве, создающем добавленную стоимость внутри себя, НДС должен быть обязательно, это фундаментальный налог. НДС в Казахстане давно пора повышать.
— Почему НПП «Атамекен» и бизнесмены против повышения НДС, если все равно в конечном итоге этот налог платят конечные потребители?
— Потому что предприниматели всегда будут против любого повышения налогов. Они принципиально против. Есть, конечно, нюансы, что продажи упадут из-за повышения цен, тогда это скажется на их оборотах. По большому счету, мы рефлексируем на все подряд, что бы это ни значило. Курс упал — все, цены взлетят. Реакция такая просто.
Удар будет только по конечному потребителю, потому что цены на товары вырастут — это факт. Инфляция подрастет. И при нынешней покупательской способности населения рост цен на товары, конечно, может отразиться и на оборотах бизнеса в виде снижения объемов продаж
Но на самом деле, когда поднимается НДС, он распределяется между прибылью бизнеса и расходами населения. В покупательскую способность он упирается, конечно, но частично. Но если НДС повышается условно на 2%, это не значит, что инфляция сразу повысится на 2%. Подорожает где-то посередине.
Но когда я увидел объяснения от МНЭ, то первое подумал — что за… непонятность?