Уход из власти Даниала Ахметова соцсети восприняли как последнюю точку в эпохе первого президента.
Аналитическая компания ALEM RESEARCH представила информационный рейтинг акимов областей и городов республиканского значения, составленный на основе мониторинга СМИ и соцсетей за июнь 2023 года.
По данным аналитиков в июне, впервые в этом году, аким Алматы уступил лидерство по общему количеству цитирования в интернете. Казнет сосредоточился на обсуждении экс-акима ВКО Даниале Ахметове. Он ушел с поста главы региона в середине месяца, но до конца июня в соцсетях и СМИ муссировались темы так или иначе с ним связанные. Таким вниманием Казнета Даниал Ахметов не пользовался пожалуй с 2021 года, когда на него открылась информационная охота.
Ахметов vs Ниязов
Основная доля упоминаний Ахметова напрямую связана с тремя инфоповодами: ожидание отставки, сама отставка и интервью с блогером Асхатом Ниязовым. Причем реакция Казнета на интервью довольно однозначна. Каждый пост или ссылка на материал с фрагментами интервью сопровождались сотнями комментариев, и практически все негативные.
Были редкие попытки даже не оправдать тогда еще акима, а оценить работу блогера. Комментарии с аккаунтов, по всей видимости профессиональных журналистов, с критикой подготовки Ниязова тут же подвергались яростной атаке. Уровень злобы просто зашкаливал- «продажная тварь, купленная Ахметовым»,- это самое мягкая характеристика в адрес критиков.
Хотя, объективно, Асхат Ниязов, завоевавший популярность своими разговорами с акимами, действительно оказался не готов к встрече с недоброжелательно настроенным спикером, да еще из числа политических тяжеловесов.
Ахметов переиграл его с самого начала, применив тактику давления. В результате Ниязов, отдав инициативу спикеру, порой терялся даже в формулировке вопросов, не говоря уже о целостной и логичной линии беседы. Что только усиливало давление со стороны Ахметова. С другой стороны именно это интервью триггернуло идею, что «Ахметов яркий представитель чиновников Старого Казахстана, и в Новом таким не место», которую соцсети подхватили с азартом.
Ожидание и усталость
Лесные пожары и трагедия с гибелью людей в Абайской области коснулась Ахметова постольку поскольку. Попытка возложить всю вину именно на него, быстро сошла на нет. С одной стороны Ахметов руководил отделившейся территорией девять лет, но с другой, к лесному хозяйству местные власти практически не имеют отношения, это прерогатива центрального аппарата. Поэтому посыл — «это Ахметов виноват в гибели лесников» — резонанса в Казнете не вызвал.
Куда больше соцсети разогревались в ожидании 15 июня, когда заканчивался срок полномочий Ахметова на посту акима. Соцсети жаждали отставки, и даже назвали 15 июня «днем Х». Мол если президент продлит полномочия Ахметова, то значит изменений в Казахстане не будет.
А 16 июня, после сообщения об отставке, Казнет взорвался. Только за сутки об этом событии было написано порядка 2,5 тысяч постов в соцсетях и около тысячи статей в СМИ. Казнет по большей части ликовал, а СМИ изощрялись в отслеживании карьеры экс-акима, описании бизнеса его детей, родственных связей и так далее. На этой волне фрагментарно всплывали материалы двухгодичной давности, которые тогда использовались в информационной атаке на Ахметова.
Довольно любопытный вывод из эйфории по поводу отставки сделал один из пользователей Фейсбука. Мол, судя по комментариям, акимов надо менять чаще — чем дольше чиновник сидит на одном месте, тем больший уровень негатива формируется у населения. Восточный Казахстан явно устал от Даниала Ахметова.
Еще отмечу, что судя по тональности постов и комментариев Даниал Ахметов для Казнета стал неким символом назарабевской эпохи. Дошло до того, что его назвали «последним шлагбаумом на пути Нового Казахстана, который, наконец-то, убрали». Заявление довольно странное. Особенно если учесть, что институт акимов и кабинет министров, процентов на 90 продолжает состоять из чиновников работавших на высоких постах и при первом президенте.
Хотя с другой стороны, Даниал Ахметов был последней, действительно значимой и заметной фигурой на политической арене страны.
В ALEM RESEARCH подчеркивают, что компания предоставляет исключительно результаты мониторинга СМИ и социальных сетей, что не может быть напрямую использовано для оценки работы и эффективности высокопоставленных чиновников. Поэтому компания не несет ответственности за любые интерпретации и домыслы, которые могут появиться в СМИ или социальных сетях, в связи с этим исследованием.