Религиовед Асылтай Тасболат объяснил, почему сейчас олигархи строят мечети, а не школы. По его мнению, в стране так и не сформировался класс национальной буржуазии.
Как пишет Malim.kz, за 30 лет независимости в Казахстане построено около 2 720 мечетей и, согласно данным министерства просвещения, 7 569 школ.
Президент Токаев в своем Послании 2021 года сказал:
Одна из острых проблем в системе среднего образования – дефицит мест в школах. Их не хватает для 225 тысяч учеников. Если не принять срочных мер, к 2025 году дефицит составит один миллион. Я уже дал поручение до 2025 года построить не менее 800 школ. Сегодня даю задачу довести это количество до одной тысячи
Вопрос о нехватке школ снова поднялся в обществе, когда в столице открылась самая большая мечеть в Центральной Азии. Общественники и представители интеллигенции заявили, что вместо мечетей надо открывать больше учреждений качественного образования, соответствующего международным стандартам.
О причине подобной реакции общественности свое мнение высказал религиовед Асылтай Тасболат:
— В обществе бытует мнение, что надо строить больше социально значимых мест — школ и больниц, а не мечетей. Откуда такая тенденция?
— Религия является мощным средством манипуляции. И сейчас политики с карманами полными денег придерживаются именно этого направления. До январских событий Нурсултан Назарбаев чувствовал себя отцом нации. Строительство самой большой в регионе мечети, которое он инициировал, было попыткой легитимизировать себя перед народом. Но я не думаю, что мечеть может изменить отношение народа к персоне. Впрочем, может быть он действительно надеялся, что участие в торжественном открытии религиозного объекта вернет ему расположение народа, особенно его мусульманской части.
— В некоторых источниках встречается информация, что на мечеть были потрачены и деньги фонда Назарбаева...
— Граждане имеют право знать, как расходуются деньги фонда, это средства из бюджета и деньги национальных компаний. Сейчас использование религии в качестве инструмента для завоевания благосклонности электората станет более интенсивным. Это связано с увеличением числа мусульман и влияния определенных религиозных групп.
Мы можем взять для примера Турцию. В периоды, когда страну возглавляла военная элита, давление на религию было очень большим. Обратную реакцию того же давления сильно почувствовало правительство Эрдогана. Уже несколько лет как он у власти и очень успешно использует тему религии среди электората. Это ярко демонстрируют строительство религиозных фондов, мечетей, разрешение на ношение платков и прочее. И каждый раз с приближением очередных выборов он прилагает усилия к легитимизации себя, отдавая приоритет религиозной риторике.
В нашей стране подобная тенденция в дальнейшем может усилиться. Хотя мы не говорим, что это политизация религии, но можно сказать, что это использование религии как политического инструмента.
Не случайно во время поездки Токаева в хадж была открыта Кааба. Например, до этого, когда Мекку посещал Назарбаев, тоже много говорили, что Каабу открыли ради него. Я думаю, что Токаев сделал то же самое и включил Каабу в протокол, потому что это было необходимо для его легитимации после Назарбаева. Такой «религиозный» подход политиков используется во всем мире. Церковь имеет влияние даже в некоторых западных странах, и политики пытаются ей угодить.
— Как вы считаете, может лучше вместо одной мечети построить десять школ?
— Если посмотреть на ситуацию отвлеченно, мнение, что согласно исламской религии богоугодным деянием является только строительство мечети, не верно. Если вы построите мост, больницу, медресе и другое, это будет такое же благое дело, как и возведение мечети. Но у нас не сформировалось такое понятие, как национальная буржуазия, и почти нет настоящих меценатов. У нас любят вливать деньги в шоу. Мы хотим спонсировать кокпары и айтысы.
В развитых западных странах предпочитают строить общежития для студентов. Там считают, что деньги лучше вкладывать в долгосрочные ценности. Например, если национальным компаниям нужны специалисты, они выплачивают стипендию 200-300 студентам и после окончания обучения приглашают их к себе на работу.
У нас, наверное, предпочитают строить мечети, потому что имеющие средства не осознают важность долгосрочных ценностей. Однако народ стал критиковать такие поступки. Люди говорят: «Через мечеть вы хотите купить Бога?» Все это может повлиять на наших богатеев, и в будущем они будут действовать иначе.
Наша политическая элита не имеет авторитета у народа. Любой поступок власть имущих вызывает массу сомнений и негативную реакцию — не обманешь ли, построив мечеть на средства из народного кармана? Люди просто устали от того, что в попытке оправдать себя коррупционеры строят мечети.
— Иждивенчество в стране часто критикуется властями. Государство строит разные планы по борьбе с ним. Однако признаки иждивенчества часто можно заметить у тех, кто просит деньги от имени мечети в социальных сетях. Что вы думаете об этом?
— Я не считаю зазорным, если собранные людьми средства идут на это строительство. Я не вижу в этом проблемы с юридической точки зрения. Если, конечно, это не мошенничество.
Проблема, если мечеть строится там, где она не нужна. Тогда можно сказать, что надо строить школу, поликлинику. Я думаю, можно понять, если просят помочь построить мечеть в селе, где ее нет. Мечеть — это не только место для проповедей, но и место для проведения религиозных обрядов. Не следует забывать и о ритуальном аспекте религии.
Но нельзя превращать мечеть в причину просить деньги. Недовольство возникает, когда что-то выходит за рамки и становится слишком большим.