Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Известный китаевед Адиль Каукенов прокомментировал скоропостижную смерть видного китайского политика Ли Кэцяна.
Дословно, с телеграм-канала Каукенова:
В Китае смерть любого более-менее важного деятеля даёт отличную возможность для политического высказывания, завуалированного под славословия ушедшему. Говоря о том, каким хорошим был покойный, легко подразумевать, какие плохие ныне живущие, а особенно власть предержащие.
Традиция эта знает немало прецедентов в прошлом, хотя самые известные — совсем недавние: демонстрации на площади Тяньаньмэнь в 1976 году после смерти премьера Чжоу Эньлая и события #тяньаньмэнь_89, триггером к которым стала смерть бывшего генсека Ху Яобана.
Будут вспоминать усопшего и сейчас. Правда, в отличие от Чжоу Эньлая и Ху Яобана, нынешний покойник был уже на пенсии. А на политическом небосклоне не видно силы, которая была бы заинтересована (и при этом реально способна) обратить настроения в какую-либо политическую заварушку — как это сделал, например, Дэн Сяопин в 1976-м.
Держа в уме эти особенности китайской политической культуры, скажем пару слов о покойном и мы.
Ли Кэцян был отличником.
Самым настоящим, природным отличником.
Человек с идеальным коммунистическим именем (克强 значит «побеждающий сильного» или «твёрдо побеждать») и идеальной для политика простонародной фамилией Ли. Человек с идеальными для коммуниста анкетными данными и практически идеальной биографией.
Он был выходцем из среды сельского руководства в глубинной крестьянской провинции Аньхой. С одной стороны, «от сохи»; а с другой стороны всё же из местного истеблишмента, а значит, получил сносное образование, имел приличествующий его положению трудовой опыт и в соответствующем возрасте с лёгкостью был принят в Коммунистическую партию и в студенты Пекинского университета.
Так он и шёл по жизни: отличник, активист, человек с безупречной анкетой, выходец из регионов. Комсомол стал для него социальным лифтом (там как раз любили отличников из регионов), но в ещё большей степени были важны связи, которые он получил работая в его руководстве.
Уже в 43 года Ли стал губернатором провинции (самым молодым на тот момент); а членом Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК был избран, минуя стадию «обычного» членства в Политбюро.
Когда Ли добрался до политических вершин, различие его образа от образа Си Цзиньпина стало слишком заметным: элитист Си против популиста Ли, примерно так это описывалось в китаеведной аналитике лет двенадцать назад.
Это Си Цзиньпину, сыну высокопоставленного, пусть и подвергшегося, опале пекинского чиновника, нужно было старательно создавать образ «человека из народа», который хлебнул лиха в деревенской ссылке —— Ли Кэцяну этого не требовалось. Он действительно был человеком из народа и корни его политического возвышения лежали как раз в образе крепкого хозяйственника, который знает, как наладить жизнь в глубинке.
Ли Кэцян олицетворял собой более прагматичный и менее идеологизированный формат китайской политики, это факт.
Он долго воспринимался как реальная альтернатива Си Цзиньпину в качестве «лидера пятого поколения», но Си был в большей степени компромиссной фигурой, тогда как за Ли слишком торчали уши его покровителя Ху Цзиньтао. Поэтому лидером сделали Си, а Ли в качестве уступки стал «лицом № 2».
Вряд ли это было оптимальное решение.
Антагонизм между Си и Ли (во многом надуманный) существовал все десять лет нахождения Ли Кэцяна во главе правительства.
И он же стал основной причиной того, что ни тот, ни другой не смогли в полной мере реализовать свои идеи по поводу развития Китая — во всяком случае, Ли Кэцян.
И вот он умер. Всего в 68 лет (вот уж действительно, как говорится, 八下). Всего лишь полгода спустя после ухода на пенсию. От внезапного сердечного приступа. Такие вещи сложно запланировать — и поэтому странно сейчас слышать комментарии на тему «это подозрительно, потому что ранее не сообщалось о проблемах со здоровьем».
Но, конечно, 68 лет — это слишком рано. Мы так и не увидели его седым. Зато и не пришлось видеть, как его, немощного и ничего не соображающего, выводят под руки из зала…
Ли Кэцян — человек, у которого всё должно было сложиться иначе. И при котором всё могло бы сложиться иначе».
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…
20-21 октября по приглашению Касым-Жомарта Токаева Казахстан с государственным визитом посетит Президент Азербайджана Ильхам Алиев,…