Теневой флот танкеров составляет примерно пятую часть всей торговли нефтью; Франция и Германия враждуют из-за промышленной короны Европы; Калифорния подала в суд на нефтяных гигантов; косметические бренды жалуются на Китай. О чем пишут мировые СМИ.
Санкции контрабанде не помеха
The Guardian пишет, что стремительно растет количество судов перевозящих санкционную нефть, что создает угрозы экологии и мировой экономике.
Взрыв на борту нефтяного танкера «Пабло», который произошел еще в мае в Малаккском проливе близ берегов Малайзии, четко показывает, что теневой рынок нефти процветает. Останки пострадавшего танкера до сих пор пришвартованы в одном из портов Малайзии. Его хозяева не объявились, как не появилась и какая-нибудь страховая компания, где по морскому международном праву танкер должен был быть застрахован. И в этом нет ничего удивительного, пишет издание.
Следствие выяснило, что «Пабло» собирались продать на металлолом еще пять лет назад. Со дня спуска танкера на воду прошел уже 21 год, что является очень почтенным возрастом для танкера. Но отправка в утиль не состоялась, поскольку резко вырос спрос на старые и дешевые перевозчики нефти. Рост спроса связан с тем, что в 2018 году Дональд Трамп вывел США из ядерной сделки с Ираном времен Обамы , согласно которой Тегеран ограничил свою ядерную деятельность в обмен на отмену санкций. Когда США вновь ввели санкции, продажи иранской нефти были задушены, а Вашингтон пригрозил ввести санкции против любой компании или страны, купившей иранскую нефть.
Иран обладает одними из крупнейших запасов нефти в мире, и экспорт этой нефти жизненно важен для экономики страны. Поскольку законная торговля оказалась под угрозой, флот теневых судов, готовых бросить вызов международным санкциям, вмешался и отправил миллионы баррелей нефти по всему миру, часто продавая ее по сниженной цене.
«Пабло» был частью растущего флота теневых танкеров , перевозивших санкционированную нефть, практически не соблюдая отраслевые правила. Скрытые за подставными компаниями, теневые суда характеризуются неоднократной сменой флагманских перевозчиков и владельцев – и что особенно важно – часто работают без страховки. Когда судно оставлено без возможности ремонта, страховщик становится его владельцем и берет на себя ответственность за его утилизацию. Без зарегистрированной страховой компании «Пабло» остается там, где он есть.
С 2018 года теневой флот только увеличивался . В декабре 2022 года «Большая семерка», Европейский Союз и Австралия договорились об ограничении цен на российскую нефть в ответ на ее вторжение в Украину. По условиям сделки страховщикам запрещено страховать суда, которые продают нефть по цене выше максимальной, установленной этими западными державами.
В своем обзоре безопасности и судоходства за 2023 год страховая компания Allianz отметила, что растущий список санкций против России означает, что количество теневых танкеров теперь может насчитывать «более 600, или примерно пятую часть общего мирового танкерного флота для сырой нефти».
«Суда, скорее всего, будут старыми… с более низкими стандартами технического обслуживания. Отчеты показывают, что в 2022 году произошло как минимум восемь остановок, столкновений или аварий с участием танкеров, перевозивших подпадающие под санкции нефтепродукты», — говорит Юстус Генрих из Allianz Global Corporate & Specialty.
По словам Клэр Юнгман, руководителя аппарата американской наблюдательной группы «Объединенные против ядерного Ирана» (UANI) , «Пабло» был одним из таких судов, представляющих угрозу.
«Это был один из наших рецидивистов. У нас есть список из 50 танкеров, которые регулярно перевозят иранскую нефть, и Пабло был одним из них», — говорит она.
Используя спутниковые снимки и другие наборы данных, UANI может оценить ежемесячный экспорт нефти Ирана и отслеживать суда, которые ее перевозят. Несмотря на жесткие санкции, организация подсчитала, что благодаря теневому флоту ежемесячный экспорт иранской нефти в августе этого года достиг пятилетнего максимума .
В последние годы Юго-Восточная Азия стала транспортным узлом для санкционированной нефти. Танкеры, перевозящие нефть из Ирана, России или Венесуэлы, встречаются с другими судами вблизи оживленных морских путей региона и осуществят перевалку товара с судна на судно. Затем нефть получает документы на законный источник, и отправляется на продажу.
Спутниковые снимки показывают, что такие перемещения происходят несколько раз в день, говорит Юнгман.
Сам процесс очень опасен, говорит Стокбрюггер. «Существуют особые правила осуществления таких перегрузок, которые не соблюдаются. Кроме того в плохую погоду и со старым оборудованием риск увеличивается. Стокбрюггер подчеркивает, что опасность перевалки с корабля на корабль не только экологическая, но и экономическая.
«Если в Малаккском проливе произойдет разлив нефти… это нарушит судоходство, что будет очень плохо для мировой экономики».
Поскольку ставки настолько высоки, и Юнгман, и Стокбрюггер задаются вопросом, почему правительства не делают больше для искоренения этой практики.
Морской департамент Малайзии сообщил, что власти «постоянно ужесточают меры правопорядка в водах у побережья Малайзии, что включает в себя пресечение незаконной деятельности, такой как незаконная передача нефти, постановка на якорь без разрешения и другие».
Однако морское право гарантирует свободу судоходства, говорит Стокбрюггер, даже тем, кто нарушает санкции. «Движение в Малаккском проливе огромно, трудно определить, кто является нарушителем санкций», — добавляет он.
Что касается США, от которых можно было бы ожидать более строгого соблюдения собственных санкций, Юнгман говорит, что это не является приоритетом для нынешней администрации . «Они хотят заключить новое соглашение с Ираном. Они стараются не сорвать этот потенциальный переговорный процесс».
Кто главнее
Вloomberg пишет о нарастающем противостоянии Франции и Германии, поскльку две крупнейшие экономики ЕС, пытаются доказать свое промышленное преимущество. Казалось бы споры в ЕС вращаются вокруг роли атомной энергии в будущей энергетической структуре блока.
Однако на самом деле, принятие немецкого или французского плана развития энергетики, по сути, определит, куда пойдут основные инвестиции ЕС.
Калифорния вышла на тропу исков
Fox news сообщает, что на выходных губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом обвинил лидеров нефтегазовой отрасли в «введении общественности в заблуждение» относительно изменения климата. Он сообщил, что власти штата подали соответствующий иск против Exxon Mobil, Shell, Chevron, ConocoPhillips, BP и Американского института нефти (API) за«участие в многолетней кампании обмана и причинение вреда, связанного с изменением климата, по всему штату».
«На протяжении более 50 лет крупные нефтяные компании лгали нам, скрывая тот факт, что они давно знали, насколько опасно для нашей планеты ископаемое топливо, которое они производят», — заявил Ньюсом.
«Калифорнийским налогоплательщикам не придется оплачивать миллиарды долларов за ущерб — лесные пожары, уничтожающие целые населенные пункты, токсичный дым, засоряющий наш воздух, смертельные волны жары, рекордные засухи, выжигающие наши колодцы. Этим иском Калифорния предпринимает действия, чтобы привлечь к ответственности крупных загрязнителей и обеспечить справедливость, которую заслуживают наши люди», — добавил губернатор.
API, отраслевая торговая группа, заявила, что климатическая политика должна обсуждаться в Конгрессе, а не судебной системой.
«Итоги последних двух десятилетий демонстрируют, что отрасль достигла своей цели — обеспечить доступную и надежную американскую энергию для потребителей в США, одновременно существенно сократив выбросы и наше воздействие на окружающую среду», — сказал представитель API.
«Эта продолжающаяся, скоординированная кампания по ведению беспочвенных, политизированных исков против основополагающей американской промышленности и ее работников является не чем иным, как отвлечением от важных национальных дискуссий и огромной тратой ресурсов налогоплательщиков Калифорнии», — говорится в ответном заявлении нефтяников.
Добрались до косметики
New York Times пишет о неожиданных пострадавших в ходе набирающей обороты торговой войны между США и Китаем. И это далеко не новые технологии и производители полупроводников.
Группа стран-экспортеров косметики, в основном представители ЕС, требует от Пекина снять «несправедливые ограничения», которые практически свели на нет все поставки в Китай европейсеой косметики.
Это заявление прозвучало на фоне отчетов, в которых сказано, что в Китае рынок косметики стал одним из самых быстрорастущих. Продажи по сравнению с даже допандемийными годами выросли чуть ли не вдвое, однако 90% продаваемой в стране косметики — китайского производства.