Общество

Почему испанцы построили Пантеон великих людей и отказались от него

У каждого из нас, исходя из опыта путешествий или литературы и изобразительного искусства, складывается свой собственный образ Испании.

В книге «Испания от И до Я. Двойники Дали, сервантесовская вобла и другие истории заядлого испаниста» историк Татьяна Пигарёва рассказывает про Испанию через ключевые события культуры этой страны и собственные воспоминания.

Одна из самых интересных глав книги посвящена тому, как были утрачены захоронения великих испанских писателей и драматургов, останки которых еще долго странствовали после их смерти.

Именем Сервантеса

Монашеский орден Пресвятой Троицы – он же орден тринитариев – был создан в начале XII века для выкупа христиан из мусульманского плена. За 437 лет тринитарии спасли более 30 тысяч невольников. Средства они добывали чаще всего сбором милостыни, а иногда отдавали самих себя в рабство вместо освобожденных христиан. «Слава Тебе, Троица, а пленным – свобода» («Gloria Tibi Trinitas et captivis libertas»), – так звучит их девиз.

Если бы не тринитарии – при всей недопустимости сослагательного наклонения – мир мог бы лишиться «Дон Кихота». Именно они выкупили Сервантеса из пятилетнего алжирского плена, и неудивительно, что в их монастыре недалеко от своего последнего дома Сервантес и упокоился.

Имя Сервантеса спасло монастырь от сноса в XIX веке, когда облик Мадрида коренным образом менялся и большая часть церковных земель была отчуждена государством. Налицо правосудие истории: сначала монахи спасли человека, а потом он – их обитель. Только вот незадача: монастырский храм в 1668 году перестроили, а останки автора «Дон Кихота» потеряли. О том, что Сервантес был похоронен в монастыре тринитариев, узнали лишь в 1749 году, когда издатель «Назидательных новелл» обнаружил в архиве акт о похоронах, но о точном месте могилы свидетельств не сохранилось.

Смерть – это еще не конец

Для Мадрида подобная небрежность – не исключение. Потеряли и Лопе де Вегу, автора более тысячи пьес, уже при жизни признанного национальным гением. Его похоронили с невероятной помпой в церкви Сан-Себастьян, но вскоре настоятель (по одной из версий) освободил место для упокоения своей сестры. Вероятно, останки «испанского Шекспира» перенесли на кладбище за апсидой церкви – то самое, где поэт Хосе Кадальсо полтора века спустя «пытался откопать свою возлюбленную». К старым костям относились без особого пиетета и укладывали их слоями в общие захоронения, присыпая землей.

Испания и смерть – неисчерпаемый сюжет. В своей лекции «Дуэнде. Тема с вариациями» Федерико Гарсиа Лорка пишет о том, что невыразимая сущность испанского искусства может быть названа duende. Дословный перевод – «дух», «демон», но применительно к искусству это слово приобрело иной смысл. Это «мощь, а не труд, битва, а не мысль», это дух земли и страсти, «черные звуки», живущие в танце фламенко, в противостоянии корриды, в обрядах Страстной пятницы, в «сливочной желтизне» Эль Греко и поздней живописи Гойи – в ближайшем родстве со смертью.

«Дуэнде не появится, пока не почует смерть, пока не переступит ее порог, пока не уверится, что всколыхнет те наши струны, которым нет утешения и не будет».

Уникальность Испании, как утверждал Гарсиа Лорка, в том, что это страна, «открытая смерти»: «В других странах смерть – это конец. Она приходит, и занавес падает. В Испании иначе. В Испании он поднимается». Быть может, именно поэтому дуэнде и смерть гнездятся в «тайниках крови», в творениях гения, а не в мраморных надгробиях. Смерть в Испании бесконечно важна, могилы – куда меньше. Трагическим символом этой «безместности» испанской смерти стала так и не найденная могила самого Гарсиа Лорки, расстрелянного в 1936 году под Гранадой.

Мумия со шпагой и орденом Сантьяго

Утрачено было и захоронение Веласкеса – при сносе придворной церкви Сан-Хуан. Казалось бы, зачем надгробие, если есть «Менины»? Однако политики пошли ва-банк, и к 400-летию художника на площади Рамалес, в двух шагах от Королевского дворца, начались раскопки крипты (а заодно – строительство парковки). Обнаружили останки, затеяли шумную экспертизу. Но тут в церкви Сан-Пласидо в мадридском квартале Маласанья (расстояние от дворца – чуть больше километра и ровно три сословия), для которой Веласкес написал своего «Распятого Христа», нашлась мумия со шпагой и орденом Сантьяго. Группа ученых заявила, что это и есть Диего Веласкес, перезахороненный после сноса церкви Сан-Хуан.

Пикантность ситуации состояла в том, что раскопки крипты финансировало Мадридское автономное сообщество (региональное правительство), а исследование мумии из Сан-Пласидо – мэрия. Две вечно враждующие институции превратили шумиху вокруг останков Веласкеса в повод для сведения политических счетов (обвинения в бессмысленной растрате госсредств и т.д.). Все найденное долго изучали, но сенсации не случилось. На площади Рамалес, там, где Веласкес был похоронен, остались старый памятный крест и новые законсервированные руины над подземной парковкой.

Макабрические странствия Кальдерона

Дольше всех из классиков первого ряда держался Педро Кальдерон де ла Барка, хотя его останки в начале XIX века перенесли вместе с помпезным надгробием из обветшавшей церкви Сан-Сальвадор на кладбище Сан-Николас. На этом посмертные мытарства беспокойного гения не закончились: в 1869 году с оркестром и церемониями Кальдерона доставили в церковь Сан-Франсиско-эль-Гранде, перепрофилированную по решению испанских Кортесов в Пантеон великих людей. Но в Пантеоне творился такой сумбур, что великих решили вернуть на кладбища, а от новомодной идеи – отказаться.

Сохранилась гравюра 1874 года, на которой изображен траурный кортеж Кальдерона, следующий по открытому в том же году виадуку. Казалось бы, анахронизм, но это лишь очередное перезахоронение классика. Кальдерон вернулся на кладбище Сан-Николас, затем был перемещен в часовню «радеющей» о национальном гении религиозной конгрегации, а в начале XX века вроде бы упокоился в капелле новой церкви Лос-Долорес на улице Сан-Бернардо.

Но во время Гражданской войны, опасаясь антирелигиозного вандализма, останки надежно спрятали – это был уже седьмой «переезд» Кальдерона. Только вот сторож, помнивший, где именно они спрятаны, умер, никому не открыв секрета.

Подробнее читайте: Татьяна Пигарёва. Испания от И до Я. Двойники Дали, сервантесовская вобла и другие истории заядлого испаниста. — М.: Слово/Slovo, 2022 г.

Ярослав Литвинов

Recent Posts

Чуда не произошло. «Реал» не оставил шансов «Кайрату» (видео)

Во втором туре общего этапа Лиги чемпионов УЕФА алматинский «Кайрат» на своём поле принимал мадридский…

12 часов ago

Президент Казахстана принял министра по делам обороны ОАЭ

На встрече Касым-Жомарта Токаева и Мухаммеда бен Мубарака Фаделя Аль-Мазруи были обсуждены перспективы сотрудничества двух…

21 час ago

В Алматы на матч «Кайрат» —«Реал» приехали тысячи иностранных туристов

В Алматы в преддверии матча Лиги чемпионов между «Кайратом» и мадридским «Реалом» приехали более 5000…

22 часа ago

В Жетысу изъято свыше 10 килограммов марихуаны (видео)

Правоохранительные органы Жетысуской области перекрыли крупный канал транспортировки наркотических веществ, сообщает Polisia.kz. В результате спецоперации…

1 день ago

Глава государства запустил вторую линию железной дороги Достык – Мойынты

В своем выступлении Касым-Жомарт Токаев поздравил участников с началом VII международного транспортно-логистического бизнес-форума New Silk…

1 день ago

В Казахстане проживают 448 граждан старше 100 лет: самой пожилой – 115 лет

К Международному дню пожилых людей, который ежегодно отмечается 1 октября, опубликованы актуальные данные о долгожителях…

1 день ago