Жители Мангистауской области шокированы поступком директора Актюбинского дома культуры для слепых. Он стал героем видеоролика, в котором взяв в руки молоток и отвертку, выбил надпись на стенах уникального памятника природы каньона Ыбысты-Сай в Мангистауской области…
В культурном шоке
Директор не первый, кто, взяв в руки «серп и молот», решил увековечить себя на стенах культурного памятника. Надписи выбитые в Ыбысты-Сая, давно стали темой, обсуждаемой в Казнете. Но то, что представитель культуры пополнил ряды вандалов – почти нонсенс.
Разумеется, чиновник нашел способ оправдать себя. По его версии, он всего лишь хотел исправить бранное слово, оставленное до него бескультурными людьми:
— Эта красивая, чудесная пещера была исписана нецензурными словами. Мне просто хотелось исправить грубое слово на красивое имя своей дочери. По неосознанности совершил ошибку. Нет людей, которые не ошибаются и не совершают оплошностей. Пожалуйста, не судите строго. В мыслях не было вредить историческому месту, — рассказал директор Дома культуры Манас Кошербаев.
Это изъяснение на вряд ли вывело казахстанцев из культурного шока, а вот представители общественной культуры напротив обратили на Кошербаева внимание.
— Я видела видео. Это действительно директор Дома культуры для слепых города Актобе. Специально разговаривала с ним. Когда я сказала, что он порочит культуру области, он объяснил, что на скале было написано грубое слово. И он пытался исправить его. Однако видео было снято не с начала, поэтому ситуация была воспринята неправильно, — рассказала руководитель областного управления культуры Алтынай Юнисова.
В результате непонятый обществом директор с достоинством оставил свой пост, написав заявление об уходе по собственному желанию.
Как в песне поется…
Вполне вероятно, что культурный деятель, выбивший слово на камне, совершил свой поступок случайно. По крайней мере в отличие от своих коллег, которые просто совершили поступок несоответствующий их культурному статусу.
Так в 2018 году в центре скандала оказалась экс-руководитель отдела культуры Сандыктауского района Акмолинской области. Мадина Дюсенбаева позволяла себе не только оскорблять подчиненных, но и бить их.
Комиссия получила доказательства неэтичного поведения чиновницы – аудиозаписи ее обращений к коллегам.
«Запись предоставил (потерпевший), где она ему говорит «чмо, чмо, чмо». Как в песенке в детском саду, ну что это такое? А в понедельник, говорит, подошла и ударила по лицу стопкой документов», — сказал Уполномоченный по этике департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции Акмолинской области Нариман Абдрахманов.
Услышанное повергло членов Совета в культурный шок. Сама Мадина Дюсенбаева отрицала причастность к скандалу. По ее словам, ее просто хотели сместить с должности, подстроив обстоятельства против нее. Так ли это, мы уже не узнаем.
Не воровка, не шалава
Неаккуратно высказался министр культуры и спорта РК. В мае 2016 года на отчетной встрече с населением министр позволил себе сомнительную цитату.
Отвечая на вопрос из зала о том какая из прочитанных книг, запомнилась ему больше всего, Мухамедиулы отметил, что неизгладимое впечатление на него произвело произведение Чингиза Айтматова «Белый пароход». По словам чиновника, Айтматов был не только великим писателем, но и пророком, много лет назад предвидевшем будущее кыргызского народа, однако ему жаль, что «великие потомки такого великого писателя теперь вынуждены отмывать туалеты». Вполне вероятно, что чиновник не имел злого умысла обидеть кого-то, но сказанное все же произнес.
«Очень жалко, когда прилетаешь в Москву и в другие города, и там общественный туалет убирают юные девчата, наши соседи. Это, конечно, задевает твои человеческие чувства. Как она могла заслужить такое в своём юном возрасте — убирать общественный туалет? Конечно, когда в стране нет работы, перспективы, многие кыргызы вынуждены были уехать. Чингиз Айтматов — великий писатель», — сказал чиновник.
На его слова обиделись не только кыргызы, но и казахстанцы, которые испытали чувство стыда за соотечественника. Надо сказать, соседи себя в обиду не дали и нашли чем ответить оратору. Президент Кыргызстана заявил, что лучше быть уборщицей, чем министром-вором. Подвела речь и другого казахстанского чиновника – заместителя председателя Мажилиса Парламента РК Владимира Божко. Он имел неосторожность высказаться об украинском политике Ирине Фарион, назвав ее неприличным словом «ш%лава». Когда чиновника пристыдили он поспешил извиниться. На том конфликт иссяк, так и не успев разгореться.