И никакой коллизии здесь нет. Просто в Казахстане выпускникам Назарбаев интеллектуальных школ (НИШ), блестяще сдавшим внутришкольные экзамены, итоговые оценки конвертируют в наивысший бал по ЕНТ.
7 июля Министерство образования и науки по итогам единого национального тестирования заявило, что в 2022 году никто из выпускников не набрал максимальные 140 баллов. А 10 августа в опубликованном списке обладателей образовательных грантов 2022 года мы насчитали минимум 17 таких фамилий. Первый возникший вопрос — на каком этапе случилась подтасовка фактов и с какой целью?
Но в пресс-службе Национального центра тестирования нам пояснили, что на самом деле в 140 баллов конвертированы оценки лучших учащихся Назарбаев интеллектуальных школ. И это довольно интересно хотя бы потому, что система НИШ не подчиняется никакому ведомству, варится в собственном соку, а потому проверить честность и справедливость проведения ее внутренних экзаменов рядовому человеку не представляется возможным.
Примечательно, что выпускники НИШ 2022 года, которым конвертировали наивывшие 140 баллов за ЕНТ, поступили на самые «вкусные» специальности с очень большим конкурсом. За исключением только одной девушки, выбравшей профессию учителя химии. Представляем этот список специальностей:
Общественный деятель, первый проректор Кокшетауского университета им Ш. Уалиханова Галым Байтук считает, что история с конвертацией баллов для школьников Назарбаев интеллектуальной системы дискриминационная и сегрегационная, и это недопустимо. Он даже удивился, что это правда.
— То есть дети в простых школах пахали, занимались, зубрили, получили свои законные 135 баллов, а человек из НИШ непонятно как, бесквотно пролез в систему грантов? — прокомментировал Байтук. — Мы не знаем, как эти 17 человек вообще учились, так как система НИШ закрыта. И у меня возникает резонный вопрос, почему школьное обучение у нее автономное, но поступают эти дети затем в любые вузы страны, а не продолжают автономно конкурировать между собой в том же Назарбаев университете? Я считаю, что эту привилегию НИШ нужно ликвидировать. Выпускники Назарбаев интеллектуальных школ должны сдавать ЕНТ на общих основаниях и точка, если претендуют на государственные гранты.
То есть из детей искусственно создается каста привилегированных, которая вне очереди потом получает грант в том же Назарбаев университете, затем эксклюзивное право продолжать учебу за рубежом. А вернувшись назад, они попадают в молодежный кадровый резерв с большой вероятностью без опыта работы и карьерного роста получить серьезный пост. У детей, закончивших обычные школы, таких привилегий нет.
На обучение учащихся обычных школ государство и денег тратит значительно меньше, чем на НИШевцев. Тут выходов два — либо систему НИШ ввести в общую образовательную систему с равными правами и возможностями у детей, либо пусть обучение в автономной системе НИШ будет платным и не за бюджетный счет.
Вторая любопытная деталь свежего списка обладателей грантов, которая смутила многих, это появление в ней людей, набравших ниже пороговых 50 баллов. Да еще и на педагогические специальности, где минимальное требование 2022 года — 75 баллов.
С помощью пресс-службы Национального центра тестирования мы выяснили, что эти люди — выпускники колледжей, решившие продолжить обучение по специальности уже в вузе. Но каких-то явных и понятных отличительных знаков в списке, которые бы давали ответы на многочисленные вопросы, нет.
Оказывается, на языке чиновников от образования, «очная сокращенная форма обучения» это и есть та самая отличительная черта колледжей. Но разъяснить это в доступной форме составители списка грантов не удосужились. Либо вообще опубликовать три разных списка обладателей образовательных грантов 2022 года — выпускников школ, выпускников колледжей, выпускников НИШ. Тогда недоразумения бы не возникло.
И президент Ассоциации вузов Казахстана Рахман Алшанов также согласен с тем, что путаница возникла и вопросы появились даже у специалистов из системы образования, не говоря уже об обывателях.
Третья проблема, которая очевидно вытекает из опубликованных данных об обладателях образовательных грантов по педагогическим специальностям, это очень невысокий средний балл абитуриентов, выбравших своей профессией учительство — 80-85.
— С 2021 года повысили проходной балл на педагогику до 75, подняли зарплату учителям, и уже мы видим, что учиться на педагогов пошли даже медалисты, — говорит Алшанов. — Сейчас в некоторых школах учителя получают до 500 тысяч тенге, профессора не везде так зарабатывают. В динамике мы видим, что средний балл абитуриентов, поступающих на педагогические специальности, вырос. Это очевидные плюсы стимулирования молодежи заполнять пустующие ниши школьных учителей.
— Сейчас обладатели грантов должны отрабатывать не менее трех лет по специальности. И рассматривается вариант сокращения этого срока. Что вы об этом думаете?
— Во многих регионах не хватает учителей. Они заказывают государству недостающие кадры. Но когда заявки доходят до министерства, заявки обезличиваются. Так что в конечном итоге министерство не знает, где именно с педагогическими кадрами дела очень плохи.
Система отработки за бесплатное обучение — это нормально, ведь государство в среднем ежегодно тратит 1 млн тенге на обучение по грантам. И делает это не для поддержания штанов отдельных детей, а чтобы выпускники затем восполняли дефицит кадров. Особенно педагогических.
И все еще остается вопрос качества подготовки этих кадров. Потому что за последние три-четыре года резко выросло число медалистов «Алтын белгі» — с 2 до 9 тысяч ежегодно. И это тревожное явление. Потому что медалисты при распределении грантов имеют преимущества. А у меня большие сомнения, что все эти медалисты действительно дети с отличными знаниями.
Три года отработки, это мало или много? Это очень условная цифра, потому как предполагается, что молодой специалист за это время осядет на месте, заведет семью и продолжит работать. Сократить срок отработки — убрать всякий смысл вообще в системе грантов.
Это миллиарды потраченных на их обучение средств, а в итоге государство снова и снова выделяет гранты на подготовку новых специалистов. Система работает как дырявое ведро. Гораздо эффективнее тратить деньги на создание условий для тех, кто остался в профессии.
То есть нужен комплекс мер, потому что программы «С дипломом — в село» и другие разрозненны и не решают одну задачу сообща. Нет какой-то слаженности действий и у госорганов. Акиматы ведут одну политику, профильное образовательное министерство — другую, минтруда — третью. И все тянут деньги из одного кармана.
Уже в скором времени, ключи от новых домов получат семьи в Джангельдинском районе: там началось…
На портале "Открытые НПА" министерство туризма и спорта опубликовало проект постановления о праздновании в Казахстане…
Если уголовное дело по факту несанкционированного распространения персональных данных студенток КазНУ имени аль-Фараби закроют, профильное…
Данияр Ашимбаев считает что усиливающая критика Казахстана со стороны США связана с геополитическими и экономическими…
Указом Главы государства за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского и служебного долга, вклад…
Жители Конаева очистили городской пляж от мусора в рамках акции «Мөлдір бұлақ», сообщает пресс-служба городского акимата Закладка…