Categories: Общество

Пацан устал: фильм «Пацанская история» как пример кризиса жанра

В отечественный кинопрокат вышла картина «Пацанская история» — полнометражный сиквел одного из сериалов Salem Social Media «Пацанские истории» в обожаемом у нас жанре криминальной прозы о терках на районе, братанах, ментах, телках, терках, движняках и постановах.

С этого жанра, собственно, и началась эпоха казахстанского зрительского кино.

След «Рэкетира»

Полтора десятилетия назад, в благословленном 2007 году (вернуть его теперь хотят даже те, кто родился позднее) в прокат вышла дебютная кинолента Акана Сатаева «Рэкетир», сделавшая его одним из самых успешных и влиятельных режиссеров страны. Хорошо знакомая нам реальность эпохи первоначального накопления капитала, изображенная в уже канонических на тот момент традициях российской гангстерской саги «Бригада», глубоко потрясла массового зрителя и приобрела статус, сравнимый с культовым.

Киноделы, кажется, до сих пор не могут оправиться от этого впечатления и продолжают снимать собственного «Рэкетира».

«Пацанския история» и голос за кадром

«Пацанская история» за авторством дебютанта Нурсултана Джумабекова выстроена по тому же самому нарративу. Главным инструментом для связности сюжета служит закадровый голос рассказчика, ставший у наших киношников тем же, чем служит яркий дизайн и спецэффекты в Голливуде – универсальным средством для сокрытия недостатков.

Не имея свежих сценарных идей, Salem Social Media, известное своим плагиаторством и связанными с этим скандалами, предоставило очередной сюжет о бандитском трио, что отправилось в сопредельный Кыргызстан за покупкой «травы», но вместо этого огребло уйму печальных приключений. Новые вроде актерские лица (Шарип Серик и Ильяс Джапаров в главных ролях), еще больше усиливают ощущение, что фильм слеплен на основе творчества патриарха Сатаева. Режиссер сшивает набор гэгов и матерных диалогов минорным монологом, который зачастую служит не дополнительным инструментом раскрытия истории, а странным и нелепым дублером.

Совершенно непонятно, зачем он в эпизодах, сущность которых просто озвучивает словами, будто это радиопьеса. Тупость, скажете вы. Не знаю.

Зачем маты в кино?

Грубой брани и мата вообще чрезмерно, как и в других проектах Salem, но в конце 2022 года увлеченность грязной лексикой вызывает уже законные вопросы.

Поначалу это был терапевтический способ порвать с унылым наследием официозного ТВ и его постных сериальных продуктов, нарушить соблазнительное табу детских лет и закрыть какой-то гештальт, но какие у него задачи сейчас?

Очевидно, вызвать у зрителя хохот (это же «криминальная комедия»), а поскольку сочинение шуток реально тяжкий труд и дорогостоящая услуга, упор делается на самое низменное чувство смешного, которое живет даже в лучших из нас.

Однако зачем платить за билет, если можно просто посмотреть в телефоне видос с искрометно бранящимся уличным забулдыгой?

Кому понравится фильм?

В итоге люди, ожидавшие какого-то откровения и пришествия хоть чего то от Salem Social Media, будут жестко разочарованы.

Довольными может быть останутся невзыскательные потребители однообразного фастфуда, ценящие в таких изделиях именно предсказуемую одинаковость. Они не слишком отличаются от персонажей фильма, изъясняются на таком же языке и живут их понятиями.

Как фильм не для детей пошел в широкий прокат?

Смущает, кстати, отсутствие у такого фильма взрослой категории. Или даже при категории 21+ эту картину с нереальным количеством матерщины и даже карикатурно нарисованными женскими гениталиями (так иллюстрируется следующая геолокация в опасном путешествии) люди смотрят в компании своих отпрысков младшего школьного возраста, хотя совсем недавно министром «прачечной» в обход всех правовых процедур был запрещен обычный мультфильм из-за невинного эпизода с однополым поцелуем. Почему же мораль басеке столь избирательна?

Похоже, что выдача прокатного удостоверения говорит нечто важное о подлинных приоритетах столоначальников.

Пропаганду вот таких отношений они точно не считают вредной и даже готовы приветствовать за соответствие культурным потребностям, которые с их позволения и поощрения стали в обществе базовыми.

Такое кино не тонет

Кажется, киноделы до сих пор не могут оправиться от сатаевского успеха 2007 года и продолжают снимать собственного «Рэкетира». Salem в своем репертуаре.

Сатаев недавно оставил пост руководителя «Казахфильма», но дело его живет.

Грустно. Вообще, все это действо можно обозвать теми словами, которых в фильме чрезмерное количество. Это из разряда того, что не тонет. Но от этого только сильнее воняет. Жаль потерянного времени и тех родителей, которые привели на это «что-то» своих детей.

GN

Recent Posts

За сигареты на 243 млн тенге осудили полицейского в Актюбинской области

Мартукским районным судом рассмотрено уголовное дело в отношении заместителя начальника местной полиции Е., обвиняемого в…

24 минуты ago

АФМ и КГД усилят взаимодействие в борьбе с незаконным оборотом подакцизной продукции и ГСМ

Агентство по финансовому мониторингу и Комитет государственных доходов МФ подписали дорожную карту по недопущению вывоза…

28 минут ago

Курс тенге: доллар резко подешевел

По данным Казахстанской фондовой биржи, по итогам торгов 4 мая курс доллара составил 441,66 тенге.За…

2 часа ago

Проблемный магистральный трубопровод отремонтируют в Алматы

Плановые ремонтные работы проведут на магистральном трубопроводе на пересечении улиц Ганди и Западный Желтоксан в…

3 часа ago

«КазАвтоЖол» запустил онлайн-трансляцию на участках автодорог республиканского значения

АО «НК «КазАвтоЖол» запускает информационный сервис для автомобилистов - онлайн трансляцию платных дорог республиканского значения.…

3 часа ago

Мы все проспали: о катастрофической ситуации на молочном рынке для местных производителей

Депутаты Мажилиса рассказали о проблеме казахстанских производителей молока. По их данным, отечественные компании не могут соперничать с конкурентами из России и Беларуси…

4 часа ago