Categories: Политика

От Димаша до Иманбека: почему казахстанское искусство не признают на родине?

Невзирая на то, что о казахстанском современном искусстве уже успели узнать во всем мире, сами казахстанцы вряд ли знают в лицо представленные за рубежом произведения соотечественников. Особенно это касается кинематографа и изобразительного искусства. К примеру, работы художников Алмагуль Менлибаевой и Саида Атабекова частые гости в европейских галереях, с завидной периодичностью пополняя копилки зарубежных коллекционеров.

Произведения Бахыт Бубикановой побывали на Vienna Fair в Австрии, а также на различных престижных площадках в Южной Корее, Украине, России. Выставки Ерболсына Мельдибекова устраивали в европейских столицах — Праге, Лондоне и других. Но вряд ли рядовым казахстанцам известны их имена, а уж тем более посыл их произведений…

Невидимые до востребования

Существуют, конечно, и другие примеры. Когда казахстанцы неожиданно полюбили своих соотечественников после того, как те прославились за пределами родины. Такая история случилась с Димашем Кудайбергеном после его выступления на китайском шоу Singer 2017 телеканала Хунань ТВ. До этого в Казахстане он не был оценен по достоинству.

Подобная ситуация сложилась и с казахстанским рэпером Скриптонитом. Славу он снискал только после того, как его полюбил российский слушатель. HAZИМА – слава обрушилась на казахстанскую певицу после подписания контракта с известным российским лейблом BlackStar, лицом которого является Тимати.

Нурлан Сабуров – комик принимал участие в самых разных шоу, в том числе выступал в КВН. Веселый парень с острым нравом сначала стал популярен за пределами родины.

Имя Иманбека вряд ли было известно казахстанской аудитории до определенного времени. Получив «Грэмми», скромный диджей из Аксу стал звездой как в Казахстане, так и во всем мире. Иманбека приглашали и на шоу с Иваном Ургантом, и в Comedy Club, многие зарубежные артисты стали записывать с ним новые треки — среди них Моргенштерн, Rita Ora, Шер Ллойд, Шон Пол и София Рейес. Сомнительно, что Иманбек смог бы добиться признания в Казахстане, если бы не его судьбоносный ремикс на песню Roses.

Пока не готовы?

Почему происходит вышеописанная ситуация? Если аудиальное искусство более востребовано, то добиться признания на изобразительном поприще еще сложнее.

Увидеть в отечественных галереях работы популярных за рубежом казахстанцев можно не очень часто. Если рассматривать развитие современного искусства во всем мире, существует оно в основном благодаря частным средствам, которые выделяют через гранты, премии и продажи отдельных работ галереям. В некоторых случаях поддержкой современных арт-деятелей занимаются государственные учреждения, но как правило, они рассматривают работы лишь отдельных художников. А в так называемый круг «избранных» нужно еще войти.

Невозможность громко заявить о себе – одна из главных причин, по которой представители казахстанской творческой интеллигенции покидают страну.

Никаких метафор

Как анонимно рассказали нам некоторые деятели отечественной культуры, несмотря на отсутствие политических гонений, реализовать творческое видение в полной мере в нашей стране сложно. Определенной коррекции подвергаются работы авторов, если в них обнаружен хотя бы намек на оскорбление чувств верующих, национальных и других взглядов. В подобных случаях наши авторы часто пытаются отстоять свое право на творчество, но несмотря на то, что сегодня Казахстан во многом развивается, остаются вещи, которые изменить сложно, особенно если смотреть на них сквозь призму патриархальных настроений. Как правило, продвинуть собственные взгляды получается не у многих художников.

«Наше общество пока к этому не готово», — принято говорить в таких случаях, ссылаясь на то, что «люди не поймут». Хотя, как признаются спикеры, не желающие называть своих имен, за подобными запретами обычно таится небольшая группа людей или даже отдельные люди у власти, наделенные полномочиями и несколько «ограниченными» взглядами. Таким образом, в Казахстане до сих пор негласно действует цензура.

И вместо того, чтобы «являть» своим гражданам разность жизни и ее противоречивые моменты, отечественные художники и скульпторы ваяют давно заезженные образы в виде различных батыров, а если уж работе и нужно придать «пикантности», изображают их непропорциональными и малость кривыми. Так сказать, с «претензией» на современное искусство.

Вот это кино…

Аналогичная участь постигла и современное киноискусство. Сказать о том, что представления иностранцев о Казахстане до сих пор складываются по фильму «Борат» – ничего не сказать. Зато к отличным от него фильмам сами представители провластных структур настроены не очень позитивно.

Так, в одном из своих выступлений тогда министр культуры Арыстанбек Мухамедиулы высказался, что негоже существовать фильмам, «позорящим» страну. В качестве примера он назвал «Уроки гармонии» (2014) Эмира Байгазина, «Хозяева» (2015) и «Риэлтор» (2011) Адильхана Ержанова, которые якобы представляют нашу родину не в радужных цветах. На удивление за рубежом перечисленные творения, напротив, сыскали признание. «Уроки гармонии» получили «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале, а фильм «Хозяева» оказался в тройке финалистов на звание лучшего фильма года Тихоокеанской киноакадемии (аналог «Оскара» Тихоокеанского и Южно-Азиатского регионов).

Предположительно чиновники испугались не столько жестокой реальности, показанной в кинокартинах, сколько таланта режиссеров, которые над ними работали. В тех же «Уроках гармонии» наглядно представлена коррумпированность нашего общества, не совсем честные полицейские и детская жестокость.

Запечатленное лицемерие?

Но не только финансовые поборы и политические взгляды волнуют чиновников, бдящих за киноискусством. Чего только стоит история, случившаяся в 2009 году с режиссером «Келин» Ермеком Турсуновым, когда якобы «патриотически» настроенные граждане жесточайше его избили, параллельно с тем, что к картине настороженно относился сам «Казахфильм».

Судя по всему, «наверху» с гораздо большей охотой встречают биографические фильмы о «правильных» людях. Только о бывшем президенте Казахстана Нурсултане Назарбаеве в стране выпустили четыре документалки. И вот парадокс: фильмы вроде бы и «правильные», вот только залы не собирают. Глядя на перечисленные примеры, становится очевидным почему представители отечественного искусства уезжают любить Казахстан на расстоянии. Чаще всего, конечно, от признания «там» и ненужности» на родине, но в основном от невозможности творить…

Аксинья Титова

Recent Posts

Дело Бишимбаева: во второй день прений выступает защита подсудимых (прямая трансляция)

В столичном суде продолжается процесс по делу экс-министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева, которого обвиняют в…

16 минут ago

How Russia Can Respond to the Confiscation of Its Assets

The United States is seeking to confiscate frozen Russian reserves — around $300 billion worldwide…

26 минут ago

Переплетая наследие: узы культурного наследия между Тюркским миром, Украиной и Арменией

Посольство Республики Казахстан в Украине нанесло визит в Центральный государственный исторический архив Украины в Киеве,…

16 часов ago

Курс тенге: доллар пошел в рост

Как сообщает Казахстанская фондовая биржа, по итогам торгов 2 мая курс доллара составил 443,37 тенге.С…

18 часов ago

Казавтожол начал ремонт участка трассы Алматы-Российская Федерация

Как сообщили в ведомстве дорожного строительства, на республиканской трассе М-36 «Алматы-граница Российской Федерации» начаты плановые…

18 часов ago

Как правильно перевозить домашних животных поездом

В преддверии сезона отпусков АО «Пассажирские перевозки» напомнили пассажирам о правилах перевозки животных в поездах.…

19 часов ago