Categories: Общество

Одна школа по цене трех: уроки расточительства из регионов Казахстана

Детальный анализ 200 тендеров за 2021 и 2022 годы показал явных чемпионов по строительству ученических мест с сомнительной эффективностью.

Система госзакупок, несмотря на все усилия государства преобразовать ее в прозрачный инструмент конкурентного выполнения государственного заказа, так и осталась одной из самых коррумпированных.

В сегменте строительства социальных объектов поставщики услуг умудряются протаскивать материалы по ценам, которых не существует в природе. И такую работу акиматы преспокойно принимают на баланс. Аналитики общественного объединения «Цифровое общество» Нургали Рахманов и Динара Канибай посчитали, во сколько казахстанским налогоплательщикам обходится одно ученическое место, возводимое в условиях непрозрачных госзакупок. Подробности по суммам мы опубликовали 24 ноября в статье «Одна школа по цене трех: как строители делают бизнес на нуждах народа».

Школа по цене дворца

Сегодня расскажем, какие именно регионы чаще остальных вызывают вопросы об эффективности проведения тендеров.

Согласно Бюджетному кодексу РК, суть принципа эффективности бюджетной системы заключается в разработке и исполнении бюджета, исходя из необходимости достижения наилучшего прямого и конечного результата с использованием утвержденного объема или меньшего объема бюджетных средств. Поэтому мы предложили рейтинг конкурентности закупок, проводимых каждым акиматом, на основе ясного и простого критерия – среднего количества заявок на участие в тендерах строительства школ в данной области,

пишут эксперты.

Отсюда можно сделать вывод, что активнее всего школы хотят строить в Алматы, а наименьшее предложение — в Шымкенте. По крайней мере, так было в 2021 году. И по законам жанра госзакупок, чем больше желающих освоить бюджет, тем сильнее демпинг и вероятность экономии государства на проекте.

Самой дорогой стройкой 2021 года оказался дворец школьников, а на самом деле общеобразовательная школа на 500 учащихся. Статус дворца, исходя из сметы, подходит ей очень хорошо.

Стоимость одного ученического места по итогам конкурса на строительно-монтажные работы составила 14,5 млн тенге!

Все потому, что площадь застройки трехэтажного дворца школьников – 3,2 тыс. квадратных метров, что в 1,5 раза больше стандартной общеобразовательной казахстанской школы на 1 200 учеников.

Эти цены, которых нет

В сметах по разделам «инженерные сети» и «учебное оборудование» есть изделия, стоимость которых завышена в разы:

  • конференц-система на 10 пультов в шымкентский дворец школьников куплена за 9,9 млн тенге, тогда как точно такая же в Астане стоит в продаже за 1 млн тенге
  • «Один комплект фотоаппарата со сменными линзами, аккумулятором и вспышкой» поставщик поставил во дворец школьников за 14 млн тенге, тогда как в любом магазине фотоаппаратуры этот девайс можно приобрести за 2 млн
  • «Учебный стенд по обучению основам пневматической и электрической схемотехники, релейной логики, программирования промышленных контроллеров и мехатроники в комплекте с руководством и учебным пособием» обошелся акимату Шымкента в 23,3 млн тенге, тогда как приобрести такой стенд вполне реально за 9,1 млн
  • На четыре «скамейки индивидуального изготовления, накрывочные элементы для подпорных скамеек (овальные) из композитного мраморного камня «АРХиТАС», цвет белый, с деревянным настилом ДПК» стоимостью 7 млн тенге каждая вообще в документации нет точных характеристик, так что непонятна даже целесообразность такой траты
  • «Ринг боксерский 5х5 м с помостом 6,1х6,1 м, с метровым помостом. Спортивно-тренировочная модель» куплен за 3 млн тенге, а в продаже есть аналоги за 1,7 млн

И это далеко не все примеры.

В 2022 году рейтинг конкурентности акиматов в школьных госзакупках изменился. Шымкент с последнего места переехал на 4-е, а Алматы по-прежнему лидер.

Общеизвестно, что риски коррупционных схем в строительных контрактах появляются при очевидно завышенной стоимости материалов, оборудования и работ по сравнению с аналогичными проектами, да еще и в условиях очень скудной и слабой конкуренции — к примеру, всего два участника тендера зачастую оказываются одними и теми же компаниями. Один из распространенных способов завышения цен – это неточность и размытость технических спецификаций, что позволяет закупать по ценам дорогих высококачественных материалов и оборудования самые дешевые аналоги,

говорится в отчете «Цифрового общества».

Анализ смет, проведенный экспертами, показал очень неоднородную ситуацию по составлению проектными институтами проектно-сметной документации строительства новых школ в части ценообразования.

Иногда сметы соответствуют текущим рыночным ценам с учетом разумной рыночной маржи строительной компании. Тому свидетельство — это стоимость одного ученического места в размере 1,77 млн тенге в тендере акимата Алматинской области 2021 года. А иногда – в других тендерных документах того же акимата в том же календарном году – эта цифра возрастает в несколько раз. Возможно, эти цены завышены в связи с объективной сложностью строительства объекта или реальными рыночными факторами, но тогда должны быть представлены обоснования таких высоких цен,

написали аналитики.

Естественно, никаких обоснований нет. В отдельных случаях тендерная документация на сайте госзакупок вообще не открывалась либо конкурс не сопровождался сметой. По одной такой школе в Алматинской области Рахманову и Канибай в ответ на просьбу предоставить смету департамент строительства акимата предложил приехать в Талдыкорган.

Плохие стройки за хорошие деньги

В общем, не организованные по всем правилам госзакупки, а разброд и шатания. Которые, между прочим, в конечном итоге складываются в освоенные миллиардные бюджетные суммы.

Вот они, лидеры самых «мажорных» цен на постройку школ.

Проблема, кстати, не только в том, что участники госзакупок научились размазывать гигантские деньги по документам, но и в том, какие в итоге сооружения достаются детям. И в 2022 году Западно-Казахстанская, Актюбинская и Туркестанская области стали лидерами по количеству некачественно построенных школьных зданий. Их к началу учебного года насчитывалось уже 33 — аварийных школ с провалившимся фундаментом и треснувшими по швам стенами.

Региональные власти, мягко выражаясь, Национальную программу по строительству новых школ успешно проваливают. Об этом свидетельствуют:

  • использование некачественных материалов при строительстве школы, что потребует через 3–5 лет капитального ремонта
  • оснащение школ оборудованием составляет около 4–10 % от общей проектной стоимости
  • проблема несвоевременного финансирования строительства также приводит к удорожанию стоимости строительных объектов, появлению долгостроев, износу строительных материалов

28 сентября 2022 года на заседании Высшего совета по реформам президент Касым-Жомарт Токаев высказался о ситуации со школьными стройками, назвав конкретные ведомства, которые недоглядели и впредь обязаны обеспечить использование каждого тенге по назначению, пообещав с них за это особый спрос.

В следующей статье мы опубликуем рейтинг застройщиков, оккупировавших рынок строительства школ на бюджетные деньги.

Александра Алёхова

Recent Posts

Ученые Казахстана разрабатывают новые меры по борьбе с бешенством

Ученые Казахского агротехнического исследовательского университета им. С.Сейфуллина начали работу над совершенствованием профилактических мероприятий против инфекционных…

53 минуты ago

Депутаты предложили обязать казахстанцев убирать улицы каждую неделю

В своем запросе на имя премьер-министра, депутат Мажилиса Даулет Мукаев предложил ввести в Казахстане "чистый…

2 часа ago

Паводки: уровень воды в Урале продолжает подниматься

Оперативный штаб по ЧС Атырауской области 3 мая предоставил сводку об уровне воды в реке…

2 часа ago

Четверть расходов бюджета приходится на обслуживание и погашение госдолга -АФК

Аналитический центр АФК представил обзор консолидированного бюджета РК за первый квартал 2024 года. Ключевые тенденции…

3 часа ago

Дело Бишимбаева: во второй день прений выступает защита подсудимых (прямая трансляция)

В столичном суде продолжается процесс по делу экс-министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева, которого обвиняют в…

3 часа ago

How Russia Can Respond to the Confiscation of Its Assets

The United States is seeking to confiscate frozen Russian reserves — around $300 billion worldwide…

4 часа ago