Қазақ редакциясы
Уведомление
Последние новости
В Казахстане изъята крупнейшая в истории страны партия кокаина
05.09.2025
Токаев провел встречу с председателем парламента Монголии
05.09.2025
Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли
05.09.2025
Нацбанк Казахстана назвал сроки вывода из обращения старых банкнот
05.09.2025
Отборочный турнир Чемпионата мира — 2026. Казахстан – Уэльс (видео)
05.09.2025
Aa
Поиск

Категории

  • Kazakhstan Inside
  • Аналитика Alem Research
  • Видео дня
  • Галерея
  • Главное
  • Голос на миллион
  • Гороскоп
  • Деньги и слава
  • Здоровье
  • Инвестиции
  • Инсайдер
  • Как жить? Лайфхаки и советы
  • Криптовалюта
  • Курс тенге
  • Налоги
  • Наука
  • Обзор иноСМИ
  • Обзор казСМИ
  • Обзор укрСМИ
  • Образование
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Развлечения
  • Спорт
  • Технологии
  • Тренды соцсетей
  • Экономика
Қаз
Aa
  • Курс тенге
  • Галерея
  • Развлечения
  • Наука
  • Технологии
  • Инсайдер
Поиск
  • Аналитика Alem Research
  • Видео дня
  • Галерея
  • Главное
  • Здоровье
  • Инсайдер
  • Инвестиции
  • Наука
  • Обзор иноСМИ
  • Обзор казСМИ
  • Образование
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Развлечения
  • Спорт
  • Технологии
  • Тренды соцсетей
  • Экономика
Подписывайтесь на нас
Globalnews > Рубрики > Экономика > Нужна ли Казахстану конкуренция в авиации?
Экономика

Нужна ли Казахстану конкуренция в авиации?

Ануар Нурпеисов
Ануар Нурпеисов 31.03.2023
Обновлено 31.03.2023 в 02:03
Поделиться
Поделиться

Войны за бюджетные дотации между авиакомпаниями Казахстана набирают обороты. Известный экономист Алмас Чукин заявил, что все это плохо — вероятно, Казахстану не пойдет на пользу конкуренция, как бы парадоксально это ни звучало.

Содержание
Абсурдность тотальной конкуренцииСколько стоит самолет?АвиавойныКазахстанский сценарий

Свою точку зрения Чукин выразил на своей странице в Facebook. Считаем ее достаточно интересной — возможно, многое звучит спорно, но аргументы финансист подобрал любопытные.

Абсурдность тотальной конкуренции

«Конкуренция хорошо, а монополия – плохо. Никто с этим не спорит. Но в экономике есть куча исключений из этого правила.

Не стоит строить ради конкуренции второй водопровод к дому или тянуть конкурентную железную дорогу к городу. Есть секторы ограниченной конкуренции — например, сотовая связь. Возможности эфира не позволяют иметь больше 3-4 компаний в этом секторе. Можно, конечно, нарезать эфир на 10 частей, но вы получите 10 компаний с плохой связью, поскольку им будет тесно в рамках узкой полосы.

Часто раздаются голоса, что у нас проблема монополии в авиации. Хотя у нас нет монополии вообще в международных полетах. Целая куча компаний летает в РК и по всему миру. Мы даже 5 степень свободы уже ввели в регулировании.

У нас есть доминирование одной компании во внутренних перевозках – это факт. Но хорошо это или плохо? И что надо делать? Как сделать больше полетов и дешевле?

И вот тут я хочу сказать, что нам надо не больше конкуренции, а меньше, а лучше вообще одну компанию поддержать. И не надо ее приватизировать. Наоборот, надо поддержать ее финансово, пока не поздно.

Простым людям простительно думать, что каждая страна достойна иметь свою авиакомпанию. Но любой специалист вам скажет, что это абсурд и бессмыслица.

Не каждая страна в состоянии и должна иметь свою авиацию

Примеры? Миллион. Крохотные Нидерланды имели гордо KLM и не выдержали, продали ее «Эйр Франс», только имя оставили и аэропорт. Или Австрия, или Швейцария, или Италия. В США было много компаний, теперь осталось практически четыре, у которых более 60% рынка. При этом по многим направлениям де-факто монополии или дуополии. Если вы отъедете от Нью-Йорка или Чикаго, обычно у вас выбора нет.

Сколько стоит самолет?

Почему так? Авиабизнес ужасно затратный. Стоимость самолетов запредельная: самый маленький стоит 70 млн долларов, большие — под 300, плюс безопасность, плюс персонал. Чтобы авиакомпания не приносила убыток, самолет должен как минимум на 70% заполниться и быть в воздухе не менее 16 часов в сутки.

И самолетов должно быть много. Если у компании их мало, 3-5-15, это приводит к цепным срывам. Все, наверное, слышали печальную фразу «в связи с поздним прибытием борта». Если где-то непогода или самолет вышел из строя, летит весь график, так как заменить нечем, вся техника в деле.

Есть еще одна вещь, которую хорошо понимают все финансисты: авиакомпания летает не на самолетах и летают не пилоты – летают деньги. Из-за огромной стоимости авиатехники выигрывают те компании, у которых стоимость денег, финансирования меньше. Если у вас техники на 2 млрд долларов и процент по кредиту 10%, вам только процентов банкам надо вернуть 200 млн долларов в год. Эта сумма ложится в стоимость билетов. А если вам подкинули этих денег под 2%, то настучит 40 млн долларов процентов. Разница 160 млн как с куста. А ведь на 160 можно еще самолет купить.

Авиавойны

Вот на днях началась великая авиавойна за Ближний Восток. В дело заходят саудиты. Первыми на эту тему Азия — Европа сели дубайцы с своими «Эмирейтс». Сейчас они по международным перевозкам на первом месте в мире. Вслед за ними пошли соседи из Абу-Даби с «Этихадом». Дальше — больше, Катар выкатил «Катар Эйрлайнс».

Саудовская Аравия объявила о создании Riyadh Air и закупке на 37 млрд долларов сразу 121 (!!) новейшей модели «Дримлайнеров» Боинг 787 и переманили к себе англичанина, который делал Etihad. Сразу пошли слухи, что давно назревало – возможно, Etihad сольется с «Эмирейтс», чтобы вдвоем отбиваться от нового конкурента.

Казахстанский сценарий

И вот при такой картинке мы говорим о конкуренции и приватизации. Наш Scat тихонько развивается как региональная линия, пусть развивается. Но зачем государство создало Qazaq Air? Была странная идея создать компанию для дешевых региональных перевозок. Если хотели это сделать, можно было дать субсидии «Эйр Астане» и пусть бы она возила подешевле в малодоступные города. Вместо этого

создали ужасно убыточную компанию, которая ничего не добилась, стала летать в Астану и за рубеж, куда ее вообще не звали

Сейчас объявили о решении дать им еще денег на самолеты.

«Эйр Астана» без копейки госдотаций развивалась все эти годы, создала и опять же на свои деньги подняла новую компанию-дисконтера «Арыстан». Надо бы ей помочь с финансированием, чтобы рвануть вперед пока не поздно, завоевать рынок Центральной Азии, ближней Сибири, Западного Китая.

А мы тут про конкуренцию. Какая может быть конкуренция в стране с 20 миллионами населения и 4-5 крупными городами? Авиация — это big business for big boys.

Последние пару лет я почти не летал на «Эйр Астане» в дальнее зарубежье. Нет у них конкурентного предложения. И на «Катаре» летал, и на «Туркиш», и на «Люфтганзе». Битком набитые рейсы, и на 90% наши люди. Из под носа валюта улетает из страны. Обидно. Но ЭА молодцы, развиваются, держатся – 29 самолетов уже, еще 14 у «Арыстана». Но так могут долго и не продержаться».

Megogo.kz
ТЕГи: аналитика Алмаса Чукина, Главное, Мнения экспертов
Поделиться этой статьей
Facebook Twitter Whatsapp Whatsapp Telegram
Поделиться

Актуально:

  • В Казахстане изъята крупнейшая в истории страны партия кокаина
  • Токаев провел встречу с председателем парламента Монголии
  • Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли
  • Нацбанк Казахстана назвал сроки вывода из обращения старых банкнот
  • Отборочный турнир Чемпионата мира — 2026. Казахстан – Уэльс (видео)
Сентябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
« Авг    

Мы в соцсетях:

Facebook Нравиться
Instagram Подписаться
Youtube Подписывайся
Telegram Подписаться

Вам также может понравиться

Политика

Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли

05.09.2025
Спорт

Отборочный турнир Чемпионата мира-2026. Казахстан – Уэльс

04.09.2025
Происшествия

В Алматы ощутили землетрясение

02.09.2025
ПолитикаЭкономика

Глава государства выступил на восьмом заседании казахско-китайского Делового совета

02.09.2025

Категории

  • Галерея
  • Здоровье
  • Инсайдер
  • Наука
  • Развлечения
  • Курс тенге
  • Технологии
  • Редакция

О проекте

Узнавайте самые важные новости Казахстана в мировой палитре событий вместе с GlobalNews.

Контакты

Почта: info@globalnews.kz Телефон: +7 (727) 3102504 050000, г. Алматы, Ауэзовский р-н, микрорайон Аксай – 3А, дом 47, кв 7

Подпишитесь на нас

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы мгновенно получать наши новые статьи

© GlobalNews 2022. Все права защищены.

Removed from reading list

Отменить
Welcome Back!

Sign in to your account

Забыли пароль?