Қазақ редакциясы
Уведомление
Последние новости
В Казахстане изъята крупнейшая в истории страны партия кокаина
05.09.2025
Токаев провел встречу с председателем парламента Монголии
05.09.2025
Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли
05.09.2025
Нацбанк Казахстана назвал сроки вывода из обращения старых банкнот
05.09.2025
Отборочный турнир Чемпионата мира — 2026. Казахстан – Уэльс (видео)
05.09.2025
Aa
Поиск

Категории

  • Kazakhstan Inside
  • Аналитика Alem Research
  • Видео дня
  • Галерея
  • Главное
  • Голос на миллион
  • Гороскоп
  • Деньги и слава
  • Здоровье
  • Инвестиции
  • Инсайдер
  • Как жить? Лайфхаки и советы
  • Криптовалюта
  • Курс тенге
  • Налоги
  • Наука
  • Обзор иноСМИ
  • Обзор казСМИ
  • Обзор укрСМИ
  • Образование
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Развлечения
  • Спорт
  • Технологии
  • Тренды соцсетей
  • Экономика
Қаз
Aa
  • Курс тенге
  • Галерея
  • Развлечения
  • Наука
  • Технологии
  • Инсайдер
Поиск
  • Аналитика Alem Research
  • Видео дня
  • Галерея
  • Главное
  • Здоровье
  • Инсайдер
  • Инвестиции
  • Наука
  • Обзор иноСМИ
  • Обзор казСМИ
  • Образование
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Развлечения
  • Спорт
  • Технологии
  • Тренды соцсетей
  • Экономика
Подписывайтесь на нас
Globalnews > Рубрики > Главное > Не тот национальный перевозчик
Главное

Не тот национальный перевозчик

GN
GN 18.08.2022
Обновлено 18.08.2022 в 05:08
Поделиться
Поделиться

Казахстанские эксперты высказывают пессимистичные оценки развития и перспектив национальной железнодорожной компании «Қазақстан Темір Жолы».

Содержание
Менеджмент не готов к переменам?Долг в 2 трлн тенгеНеудачные экспериментыСтратегический вопрос

Менеджмент не готов к переменам?

Специалисты сходятся во мнении, что, возможно, сегодня основные проблемы КТЖ – это огромные долги и устаревшая управленческая модель: менеджмент привык к монопольной роли компании-гиганта и не готов ничего менять. Руководство компании выступает против конкурентной среды на магистральной ЖД-сети Казахстана, боясь потери прибылей КТЖ. Хотя именно допуск многочисленных частных перевозчиков со своими локомотивами и вагонным парком на железнодорожные магистрали – проверенный временем и опытом развитых стран путь к модернизации перевозок.

В своем недавнем интервью газете «Литер» председатель Совета директоров КТЖ Юрий Лавриненко категорично обозначил свою позицию в этом отношении: никакой конкуренции, никаких частных компаний на магистральных железных дорогах, так как это приведет к резкой потере доходов КТЖ и выльется в огромные дополнительные государственные вливания в компанию (до 500 млрд тенге). Также глава КТЖ продолжил старую мантру о повышении тарифов – мол, без этого национальная железнодорожная компания не выживет. Справедливости ради стоит напомнить, что только в 2021 году тарифы на грузовые перевозки были единовременно повышены на 36%, что принесло компании дополнительные 66 млрд тенге прибыли.

Долг в 2 трлн тенге

И на этом фоне г-н Лавриненко говорит о необходимости новых государственных субсидий и кредитов для развития компании. Хотя куда уж больше – только за последние 10 лет КТЖ, согласно данным открытой финансовой отчетности, получила государственных средств по линии правительства РК, Нацфонда и ряда госинститутов развития почти на 1,3 трлн тенге. А общий долг КТЖ, как отмечает политолог Газиз Абишев, уже приближается к двум триллионам тенге. Куда еще КТЖ тянуть деньги с государства? Да и правильно ли это в принципе, если мы говорим о национальном железнодорожном перевозчике – компании, которая, по идее, должна приносить бюджету стабильную прибыль за счет транзитного потенциала страны, а не высасывать из казны сотни миллиардов.

Политолог Данияр Ашимбаев отмечает, что на пространстве Евразии между крупными материковыми странами, такими как Казахстан, Россия и страны Южной Азии, идет соревнование по развитию транзитных транспортных коридоров. Где эти коридоры более скоростные, дешевые, эффективные, там и будут концентрироваться основные грузопотоки. И сегодня Казахстан, очевидно опоздав с развитием собственной железнодорожной сети, рискует оказаться вне пределов таможенного Великого Шелкового Пути, предупреждает Ашимбаев.

Наша сеть хоть и развивалась последние годы, тем не менее нужна серьезная модернизация транспортного потока и путей, соединяющих через территорию Казахстана Каспий, российское, иранское и китайское направления. И нужно понимать, что, к сожалению, без крупных инвестиционных вложений мы в этой гонке можем проиграть. Расходы нужны, и их вынуждены нести Нацфонд и бюджет. Причем это должно происходить так, чтобы избежать чрезмерного давления на потребителей,

отмечает специалист, указывая, что национальная железнодорожная компания так и на нашла для себя оптимальный путь модернизации.

Неудачные эксперименты

Одна из проблем – отсутствие единого подхода и понимания задач. Из-за этого концепция и само развитие компании неоднократно менялись. Какие-то активы объявлялись непрофильными и приватизировались, были попытки создания хаба, когда КТЖ входила частично и в авиационные, и в морские перевозки. Сценарии развития компании неоднократно менялись, но эти эксперименты ни к чему не привели, кроме триллионных долгов.

Газиз Абишев указывает, что КТЖ остается одной из самых непрозрачных госкомпаний в нашей стране. Здесь множество социальных проблем, среди которых различающаяся в разы зарплата менеджмента и сотрудников. Почему, например, машинисты – элита железных дорог всех времен – в КТЖ низведены до уровня рядовых рабочих, судя по зарплате и социальному статусу? Вопросы социальной ответственности и управления процессами в рабочем коллективе остаются одной из закрытых и необсуждаемых сфер, что вызывает закономерные вопросы, отмечают эксперты.

Пример КТЖ показывает, что нам нужна системная работа по повышению эффективности и транспаретности всего квазигоссектора. Однако наши властные экономисты особых решений в этой сфере принимать не хотят,

резюмирует Данияр Ашимбаев.

Стратегический вопрос

Нельзя не отметить, что для экономики Казахстана вопрос развития национальных железных дорог носит стратегический характер. Представители горнодобывающих компаний уже высказывают обоснованные претензии в связи с монопольным тарифообразованием и недопуском на рынок частных перевозчиков. Недовольны они и тем, что транзитные контейнерные поезда имеют для КТЖ приоритетное значение, вследствие чего перевозки, например, экспортных грузов металлургического и горнорудного сектора оказываются на втором плане.

Сегодня это уже грозит казахстанским компаниям потерей контрактов с потребителями в Китае и других странах Юго-Восточной Азии, куда в настоящее время на 80% переориентирован казахстанский экспорт. Приемлемо ли, чтобы в этой ситуации КТЖ жила своими проблемами, да еще при этом продолжала запрашивать многомиллиардные субсидии и требовать бесконечных повышений тарифов?

Megogo.kz
ТЕГи: Главное, Казахстан Темiр Жолы, Мнения экспертов
Поделиться этой статьей
Facebook Twitter Whatsapp Whatsapp Telegram
Поделиться
Оставить комментарий

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуально:

  • В Казахстане изъята крупнейшая в истории страны партия кокаина
  • Токаев провел встречу с председателем парламента Монголии
  • Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли
  • Нацбанк Казахстана назвал сроки вывода из обращения старых банкнот
  • Отборочный турнир Чемпионата мира — 2026. Казахстан – Уэльс (видео)
Сентябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
« Авг    

Мы в соцсетях:

Facebook Нравиться
Instagram Подписаться
Youtube Подписывайся
Telegram Подписаться

Вам также может понравиться

Политика

Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли

05.09.2025
Спорт

Отборочный турнир Чемпионата мира-2026. Казахстан – Уэльс

04.09.2025
Происшествия

В Алматы ощутили землетрясение

02.09.2025
ПолитикаЭкономика

Глава государства выступил на восьмом заседании казахско-китайского Делового совета

02.09.2025

Категории

  • Галерея
  • Здоровье
  • Инсайдер
  • Наука
  • Развлечения
  • Курс тенге
  • Технологии
  • Редакция

О проекте

Узнавайте самые важные новости Казахстана в мировой палитре событий вместе с GlobalNews.

Контакты

Почта: info@globalnews.kz Телефон: +7 (727) 3102504 050000, г. Алматы, Ауэзовский р-н, микрорайон Аксай – 3А, дом 47, кв 7

Подпишитесь на нас

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы мгновенно получать наши новые статьи

© GlobalNews 2022. Все права защищены.

Removed from reading list

Отменить
Welcome Back!

Sign in to your account

Забыли пароль?