Казахстан пойдет в обход России, а Россия начнет строить дороги в обход Казахстана… Известный китаевед Адиль Каукенов уверен, что все это сказки геополитиков.
В своем телеграм-канале он пишет:
«Тема, которая всегда падает на благодатную почву хайпа, это истории про дороги, которые строят назло кому-то в обход кого-то.
Как-то я уже писал про железную дорогу Китай-Кыргызстан-Узбекистан, которая, находясь за тысячи километров от России и проходя через страны, которые не граничат с Россией, все равно по мнению некоторых «псевдо-аналитиков» строилась в «обход России».
Вообще, это откровенно странная мысль, потому что переизбытка дорог на постсоветском пространстве нет нигде. Везде их тотальная нехватка, когда вместо транспортной инфраструктуры сплошные колдоебины и направления.
Кстати, такие же идеи вокруг морской инфраструктуры между Казахстаном и Азербайджаном, строительство которой тоже вызывает мысли об обходе. Как при этом должны между собой торговать Казахстан и Азербайджан, в «светлые головы» не приходит.
В обход Казахстана
В последнее время опять форсится идея строительства нового транспортного сообщения между Россией и Китаем через Алтай. Подается это под соусом «в обход Казахстана», в качестве российской меры против многовекторной политики Астаны.
Здесь даже непонятно с чего начать, настолько все несуразно. Во-первых, такого проекта не было и нет. Идея о нем периодически поднималась еще задолго до украинских событий, но все российские официальные лица от него откровенно отказывались.
В Китае вообще о таком проекте разговоры не поднимались.
Почему Алтайский маршрут — не вариант?
И этому есть ряд серьезных причин. К примеру, дело даже не в том, что такой маршрут на 1000 км длиннее казахстанского, на Алтае гористая местность, в результате строительство такого масштаба обернется тратами сумм астрономического масштаба.
К тому же любая идея такого строительства вызывает бурные протесты экологов, так как нанесет серьезный ущерб экологии нетронутой природе Алтая.
Помимо этого, трасса должна будет пролечь по сакральным местам погребений алтайцев, что вызовет однозначный гнев местных жителей. Вспомним археологические раскопки Укокской принцессы Алтая, вызвавшие настоящий раскол в обществе, судебные иски и протесты.
Транссиб все еще рабоатет
Во-вторых, у России есть прямой путь с Китаем – это Транссиб и идущая вдоль него автомагистраль. Это стратегическая дорога, связывающая не просто РФ и КНР, а всю европейскую и азиатскую часть России воедино.
Кстати, Транссибирская магистраль нуждается в модернизации, если уж некуда потратить деньги, и почему-то о ней не говорят как об идущей в «обход Казахстана».
Есть очень перспективный проект «экономический коридор Китай — Монголия — Россия», но он тоже идет далеко не так непросто, хотя с ним нет таких сложностей как в варианте «Алтай» и никто не упрекает Улан-Батор за отстаивание своих национальных интересов и экономической безопасности.
Геополитика против
В-третьих, в силу разрыва отношений между Западом и Россией, ни о каком масштабном транзите из Китая в Европу сухопутным путем через Россию говорить не приходится. Он и раньше-то вызывал вопросы, в силу того что морские перевозки выгоднее и дешевле, а в условиях санкций эти разговоры просто бессмысленны.
Ну а самое главное, чем больше дорог, тем лучше. Они никогда не идут в обход в вакууме, а сразу становятся частью общей инфраструктуры, повышая конкурентоспособность региона.
Поэтому «алтайский проект» хоть и нежизненоспособен, но Казахстан не воспринимает строительство железнодорожных путей, автомагистралей и портов, как проблему, а видит возможности в ценообразовании для казахстанских логистических компаний и в повышении компетенции в ходе конкуренции.
Другое дело, что истории «Россия строит в обход Казахстана» или «Казахстан строит в обход России» раздуваются в ходе информационной войны, чтобы вбить клин в казахстанско-российские отношения, создать психологическую напряженность в виде якобы транспортного противоборства, которого, собственно, даже близко нет. Кому это выгодно, остается только догадываться.