Фото: livejournal.com
В первом веке нашей эры римский писатель Плиний Старший заметил в своей «Естественной истории», что бетонные постройки в гаванях, подверженные постоянным нападкам волн, становятся «единой каменной массой, непроницаемой для волн и с каждым днем делаются все крепче».
Плиний не преувеличивал. Несколько лет назад геологи из Университета Юты исследовали минералы и микроструктуры древнеримских бетонных пирсов, чтобы понять, почему спустя две тысячи лет они стали только прочнее, тогда как современные разваливаются едва ли не на глазах.
Американские ученые, применив к древнеримским строениям метод изучения вулканических пород, обнаружили, что морская вода, проникающая сквозь древний бетон, оставляет в порах минералы, увеличивающие сцепление материала.
Кроме того, выяснилось, что древние римляне делали бетон, смешивая вулканический пепел с известью и морской водой, а затем добавляя куски вулканического камня в раствор. Сочетание пепла, воды и негашеной извести провоцировало пуццолановую реакцию, названную так в честь города Поццуоли в Неаполитанской бухте. Этот материал римляне использовали для строительства множества архитектурных памятников, включая Пантеон и рынок Траяна в Риме, которые стоят по сей день.
Современный портландцемент, наиболее распространенный вид цемента, похож по своему составу на древнеримский, но с одной важной оговоркой –песок и щебень, в отличие от вулканических пепла и камня, инертны. Любая реакция с цементной массой может привести к расширению бетона и образованию трещин.
Данное обстоятельство вынуждает ученых заново изобретать новую рецептуру цемента или добавлять совершенно неожиданные ингредиенты в готовящийся бетон. Так, канадские ученые используют для увеличения прочности бетона переработанные автомобильные покрышки. Такой материал на 90% меньше подвержен износу, чем обычный, и способствует сокращению выбросов в атмосферу углекислого газа.
Исследователи из Мельбурнского королевского технологического института пошли еще дальше. Они обнаружили, что замена части песка отходами кофейной гущи позволяет получить более надежный бетон – примерно на 30 проц. прочнее.
Как пишет Journal of Cleaner Production, во всем мире общее количество отработанной кофейной гущи, производимой ежегодно, составляет почти 60 млн тонн. В рамках эксперимента австралийцы использовали кофейную гущу из различных кафе Мельбурна в Австралии, и высушили ее, чтобы удалить влагу. Затем органический материал нагревали при двух разных температурах (350°C и 500°C), используя пиролиз – низкоэнергетический бескислородный процесс – для создания биоугля.
Эксперимент показал, что из всех протестированных бетонных композитов, самым эффективным оказался тот, в котором 15% песка заменили на кофейную гущу, пиролизованную при 350 °C.
Метод не только значительно улучшил свойства материала, по и позволил сократить использование природных ресурсов, таких как песок, что еще больше способствует более экологичному подходу к строительству, основанному на экономике замкнутого цикла.
В рамках Межгосударственной программы «Большие гастроли», организованной Министерством культуры Российской Федерации и посвященные 80-летию легендарного…
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…