Общество

Мода на корейское искусство

В последние годы Южная Корея объективно становится одной из законодательниц моды в музыке и производстве художественных фильмов. Так было не всегда.

Между тем, корейское искусство существует почти шесть тысячелетий. За это время на Корейском полуострове возникло и исчезло множество государств, сменилась не одна династия правителей и неоднократно трансформировалось мировоззрение людей. Все это, разумеется, отразилось в произведениях культуры.

В книге «Главное в истории искусства Кореи. Ключевые произведения, темы, имена, техники» кандидат искусствоведения Елена Хохлова рассказывает об основных эпохах в корейском искусстве, а также главных произведениях и идеях, которые в них вкладывали создатели и заказчики.

Тигры (호도)

Основные имена: Ким Хондо (김홍도) • Чон Хыннэ (정흥래) • неизвестные народные художники.

На территории Корейского полуострова обитало настолько много тигров, что существовали специальные отряды, которые охраняли от них поселения. Страшный хищник одновременно наводил на людей ужас и вселял надежду на защиту от злых духов; он входил в четверку духов – защитников сторон света (сасин), вера в его силу сохранялась веками.

Из частей туши готовили лекарства и амулеты; паланкин с невестой накрывали покрывалом с узором в виде тигриной шкуры; из когтей хищника делали подвески. На одеяниях военных чиновников вышивали пару тигров как символ храбрости; придворные, а после и народные художники на ширмах писали сцены охоты на тигров.

Правитель дарил тигриную шкуру чиновникам в знак высшего признания их заслуг, поэтому на портретах чиновники часто сидят в креслах, накрытых тигриной шкурой. Также писали большие ширмы со шкурой тигра.

На Новый год с надеждой на защиту от злых духов на ворота дворцов, резиденций аристократов и домов обычных людей приклеивали изображение тигра с сорокой под сосной. Сюжет сформировался в Китае: там вместе с сорокой писали леопардов, а в Корее леопард превратился в тигра, но иногда на спине зверя вместо полосок рисовали пятна.

В народной живописи встречаются изображения тигра с соколом – это символ защиты от болезней и бед. Тигр – герой корейских сказок и мифов.

Тигр под сосной. Ким Хондо, Кан Сехван. Втор. пол. XVIII в. Шелк, краски. 90,3 × 43,8 см. Музей корпорации Samsung «Лиум», Сеул, Республика Корея.

Главное

В народной живописи тигра изображали в юмористической манере, с глазами навыкате и глуповатым выражением лица, но также с острыми клыками и когтями. Страх перед настоящим животным придал ему гротескный вид. В более натуралистичной манере тигров писали придворные художники; так, большие свитки Ким Хондо с тиграми наводили ужас на зрителей своей реалистичностью.

Бессмертные (신선도)

Основные имена: Ким Менгук (김명국) • Ким Хондо (김홍도) • Чан Сыноп (장승업) • народные художники.

В XVIII–XIX веках при дворе, среди знати и простого населения пользовались популярностью ширмы и свитки с изображением даосских бессмертных. Святых писали вместе и по отдельности, с животными, птицами, мифическими существами: оленем, львом, драконом, журавлем, черепахой, фениксом, тигром, фантастическими животными цилинь и хэтхэ и другими. Герои могли играть в шашки, пить чай и вино, играть на музыкальных инструментах.

Популярный сюжет – шествие восьми бессмертных на день рождения богини Си-ван-му. Различают бессмертных по внешним признакам и атрибутам. Чжунли Цюань – главный из восьми – держит в руках персик или веер в виде листа бананового дерева.

Чжан Голао – старец, мастер даосской магии – едет на ослике спиной вперед, его атрибут – бамбуковые трещотки. У мастера боевых искусств Люй Дунбиня за спиной меч. Цао Гоцзю в одеянии чиновника держит в руках нефритовую табличку, от прикосновения которой оживают мертвые. Хромой врачеватель Ли Тегуай ходит в лохмотьях с бутылью в форме тыквы-горлянки и с железным посохом. Хань Сян-цзы играет на волшебной флейте. Покровительница садоводов Лань Цайхэ держит корзинку с цветами, а покровительница домашнего очага Хэ Сяньгу – цветок лотоса. Такие многофигурные композиции оформляли в виде ширм.

Группа бессмертных. Ким Хондо. 1776. Бумага, тушь, краски. 132,8 × 575,8 см. Музей корпорации Samsung «Лиум», Сеул, Республика Корея.

Главное

Люди надеялись на покровительство бессмертных; их изображения сулили процветание, здоровье, красоту и долголетие. Писали бессмертных преимущественно придворные художники и народные мастера, реже интеллектуалы.

Одно из самых известных изображений восьми бессмертных принадлежит кисти Ким Хондо. На ширме вместе с бессмертными запечатлены Лао Цзы и служки с атрибутами.

Драконы (용도)

Основные имена: неизвестные придворные и народные художники.

Дракон – мифическое существо с длинным телом, покрытым чешуей, как у змеи, четырьмя лапами и когтистыми пальцами. На голове у дракона растут рога, как у оленя; у него большие глаза, длинные усы, как у сома, и клыки, как у хищника. Драконы летают, плавают под водой, а также обладают властью над стихиями.

Люди верили в силу драконов и в то, что они способны управлять дождем, поэтому связывали с ними надежды на хороший урожай и защиту от пожаров. Считалось, что драконы откладывают яйца в колодцах и у того, кто сварит в воде из такого колодца рис, весь год будет урожайный. Драконов изображали летящими среди облаков, часто с чинтамани в зубах или в лапе.

Дракон – символ правителей, способных защищать государство от бед и повелевать стихией воды. Правители носили «одежду дракона», сидели на «драконьем троне»; вещи, которыми они пользовались, украшали изображениями дракона.

Драконов вырезали из дерева, камня, их фигуры появлялись на ширмах, свитках, фарфоровых вазах и прочих предметах. В тронных залах в центре потолка крепили двух деревянных драконов, покрытых золотой краской. Расписанные яркими красками деревянные фигуры драконов помещали под потолком в буддийских храмах. В народе верили, что драконы приносят удачу и процветание, поэтому они были важным сюжетом народной живописи.

Трон. Эпоха Чосон. Дерево, золото. Высота 100 см. Государственный дворцовый музей, Сеул, Республика Корея.

Главное

Люди верили в существование драконов и в их способность защищать и даровать процветание. Эти существа были популярным сюжетом народной живописи, их писали летящими в облаках.

До XVIII века фарфором с изображением дракона было запрещено пользоваться за пределами дворца, поэтому на таких изделиях писали фигуры существ, похожих на драконов, – с вытянутым телом и чешуей.

Подробнее читайте: Елена Хохлова. Главное в истории искусства Кореи. Ключевые произведения, темы, имена, техники. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023 г.

Ярослав Литвинов

Recent Posts

Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана

Касым-Жомарт Токаев выступил с посланием народу Казахстана: ««Казахстан в эпоху искусственного интеллекта: актуальные задачи и…

11 часов ago

Президент Казахстана предложил создать однопалатный парламент

Касым-Жомарт Токаев выступил с посланием народу Казахстана: ««Казахстан в эпоху искусственного интеллекта: актуальные задачи и…

13 часов ago

В Казахстане появится «Министерство искусственного интеллекта и цифрового развития»

Касым-Жомарт Токаев выступил с посланием народу Казахстана: ««Казахстан в эпоху искусственного интеллекта: актуальные задачи и…

14 часов ago

В Туркестанской области мужчина избил отца

Полиция Туркестанской области задержала мужчину, подозреваемого в жестоком избиении своего пожилого отца. Как сообщили в…

18 часов ago

Отборочный турнир Чемпионата мира-2026. Бельгия – Казахстан (видео)

Сборная Казахстана потерпела разгромное поражение в Брюсселе Бельгия — Казахстан 6:0 (2:0) Голы: Де Брейне…

1 день ago

В Казахстане изъята крупнейшая в истории страны партия кокаина

Комитет национальной безопасности провёл масштабную спецоперацию, в результате которой был ликвидирован международный канал контрабанды наркотиков,…

3 дня ago