Общество

Мода на корейское искусство

В последние годы Южная Корея объективно становится одной из законодательниц моды в музыке и производстве художественных фильмов. Так было не всегда.

Между тем, корейское искусство существует почти шесть тысячелетий. За это время на Корейском полуострове возникло и исчезло множество государств, сменилась не одна династия правителей и неоднократно трансформировалось мировоззрение людей. Все это, разумеется, отразилось в произведениях культуры.

В книге «Главное в истории искусства Кореи. Ключевые произведения, темы, имена, техники» кандидат искусствоведения Елена Хохлова рассказывает об основных эпохах в корейском искусстве, а также главных произведениях и идеях, которые в них вкладывали создатели и заказчики.

Тигры (호도)

Основные имена: Ким Хондо (김홍도) • Чон Хыннэ (정흥래) • неизвестные народные художники.

На территории Корейского полуострова обитало настолько много тигров, что существовали специальные отряды, которые охраняли от них поселения. Страшный хищник одновременно наводил на людей ужас и вселял надежду на защиту от злых духов; он входил в четверку духов – защитников сторон света (сасин), вера в его силу сохранялась веками.

Из частей туши готовили лекарства и амулеты; паланкин с невестой накрывали покрывалом с узором в виде тигриной шкуры; из когтей хищника делали подвески. На одеяниях военных чиновников вышивали пару тигров как символ храбрости; придворные, а после и народные художники на ширмах писали сцены охоты на тигров.

Правитель дарил тигриную шкуру чиновникам в знак высшего признания их заслуг, поэтому на портретах чиновники часто сидят в креслах, накрытых тигриной шкурой. Также писали большие ширмы со шкурой тигра.

На Новый год с надеждой на защиту от злых духов на ворота дворцов, резиденций аристократов и домов обычных людей приклеивали изображение тигра с сорокой под сосной. Сюжет сформировался в Китае: там вместе с сорокой писали леопардов, а в Корее леопард превратился в тигра, но иногда на спине зверя вместо полосок рисовали пятна.

В народной живописи встречаются изображения тигра с соколом – это символ защиты от болезней и бед. Тигр – герой корейских сказок и мифов.

Тигр под сосной. Ким Хондо, Кан Сехван. Втор. пол. XVIII в. Шелк, краски. 90,3 × 43,8 см. Музей корпорации Samsung «Лиум», Сеул, Республика Корея.

Главное

В народной живописи тигра изображали в юмористической манере, с глазами навыкате и глуповатым выражением лица, но также с острыми клыками и когтями. Страх перед настоящим животным придал ему гротескный вид. В более натуралистичной манере тигров писали придворные художники; так, большие свитки Ким Хондо с тиграми наводили ужас на зрителей своей реалистичностью.

Бессмертные (신선도)

Основные имена: Ким Менгук (김명국) • Ким Хондо (김홍도) • Чан Сыноп (장승업) • народные художники.

В XVIII–XIX веках при дворе, среди знати и простого населения пользовались популярностью ширмы и свитки с изображением даосских бессмертных. Святых писали вместе и по отдельности, с животными, птицами, мифическими существами: оленем, львом, драконом, журавлем, черепахой, фениксом, тигром, фантастическими животными цилинь и хэтхэ и другими. Герои могли играть в шашки, пить чай и вино, играть на музыкальных инструментах.

Популярный сюжет – шествие восьми бессмертных на день рождения богини Си-ван-му. Различают бессмертных по внешним признакам и атрибутам. Чжунли Цюань – главный из восьми – держит в руках персик или веер в виде листа бананового дерева.

Чжан Голао – старец, мастер даосской магии – едет на ослике спиной вперед, его атрибут – бамбуковые трещотки. У мастера боевых искусств Люй Дунбиня за спиной меч. Цао Гоцзю в одеянии чиновника держит в руках нефритовую табличку, от прикосновения которой оживают мертвые. Хромой врачеватель Ли Тегуай ходит в лохмотьях с бутылью в форме тыквы-горлянки и с железным посохом. Хань Сян-цзы играет на волшебной флейте. Покровительница садоводов Лань Цайхэ держит корзинку с цветами, а покровительница домашнего очага Хэ Сяньгу – цветок лотоса. Такие многофигурные композиции оформляли в виде ширм.

Группа бессмертных. Ким Хондо. 1776. Бумага, тушь, краски. 132,8 × 575,8 см. Музей корпорации Samsung «Лиум», Сеул, Республика Корея.

Главное

Люди надеялись на покровительство бессмертных; их изображения сулили процветание, здоровье, красоту и долголетие. Писали бессмертных преимущественно придворные художники и народные мастера, реже интеллектуалы.

Одно из самых известных изображений восьми бессмертных принадлежит кисти Ким Хондо. На ширме вместе с бессмертными запечатлены Лао Цзы и служки с атрибутами.

Драконы (용도)

Основные имена: неизвестные придворные и народные художники.

Дракон – мифическое существо с длинным телом, покрытым чешуей, как у змеи, четырьмя лапами и когтистыми пальцами. На голове у дракона растут рога, как у оленя; у него большие глаза, длинные усы, как у сома, и клыки, как у хищника. Драконы летают, плавают под водой, а также обладают властью над стихиями.

Люди верили в силу драконов и в то, что они способны управлять дождем, поэтому связывали с ними надежды на хороший урожай и защиту от пожаров. Считалось, что драконы откладывают яйца в колодцах и у того, кто сварит в воде из такого колодца рис, весь год будет урожайный. Драконов изображали летящими среди облаков, часто с чинтамани в зубах или в лапе.

Дракон – символ правителей, способных защищать государство от бед и повелевать стихией воды. Правители носили «одежду дракона», сидели на «драконьем троне»; вещи, которыми они пользовались, украшали изображениями дракона.

Драконов вырезали из дерева, камня, их фигуры появлялись на ширмах, свитках, фарфоровых вазах и прочих предметах. В тронных залах в центре потолка крепили двух деревянных драконов, покрытых золотой краской. Расписанные яркими красками деревянные фигуры драконов помещали под потолком в буддийских храмах. В народе верили, что драконы приносят удачу и процветание, поэтому они были важным сюжетом народной живописи.

Трон. Эпоха Чосон. Дерево, золото. Высота 100 см. Государственный дворцовый музей, Сеул, Республика Корея.

Главное

Люди верили в существование драконов и в их способность защищать и даровать процветание. Эти существа были популярным сюжетом народной живописи, их писали летящими в облаках.

До XVIII века фарфором с изображением дракона было запрещено пользоваться за пределами дворца, поэтому на таких изделиях писали фигуры существ, похожих на драконов, – с вытянутым телом и чешуей.

Подробнее читайте: Елена Хохлова. Главное в истории искусства Кореи. Ключевые произведения, темы, имена, техники. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023 г.

Ярослав Литвинов

Recent Posts

24 млрд тенге налогов заплатил в 2025 году Yandex Qazaqstan

Об этом Президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву на форуме Digital Bridge 2025 рассказал руководитель Yandex Qazaqstan…

3 часа ago

Чуда не произошло. «Реал» не оставил шансов «Кайрату» (видео)

Во втором туре общего этапа Лиги чемпионов УЕФА алматинский «Кайрат» на своём поле принимал мадридский…

15 часов ago

Президент Казахстана принял министра по делам обороны ОАЭ

На встрече Касым-Жомарта Токаева и Мухаммеда бен Мубарака Фаделя Аль-Мазруи были обсуждены перспективы сотрудничества двух…

24 часа ago

В Алматы на матч «Кайрат» —«Реал» приехали тысячи иностранных туристов

В Алматы в преддверии матча Лиги чемпионов между «Кайратом» и мадридским «Реалом» приехали более 5000…

1 день ago

В Жетысу изъято свыше 10 килограммов марихуаны (видео)

Правоохранительные органы Жетысуской области перекрыли крупный канал транспортировки наркотических веществ, сообщает Polisia.kz. В результате спецоперации…

1 день ago

Глава государства запустил вторую линию железной дороги Достык – Мойынты

В своем выступлении Касым-Жомарт Токаев поздравил участников с началом VII международного транспортно-логистического бизнес-форума New Silk…

1 день ago