Украинцы скептически относятся к мобилизации в ВСУ по принуждению и хотят иметь мотивацию и четкое понимание условий и сроков военной службы, пишет Deutsche Welle.
Общественные настроения в Украине по вопросу мобилизации все сильнее поляризуются, констатирует издание. Среди последних поводов — внесенный на рассмотрение Верховной рады в конце декабря правительственный законопроект, ужесточающий правила призыва в Вооруженные силы и ответственность за уклонения от воинской службы.
Депутаты еще не взялись за его рассмотрение, а документ уже подвергся резкой критике, вызвав немалый резонанс в обществе.
Общественные настроения
В соцсетях появились закрытые группы, где обсуждают детали законопроекта и дают советы, как объехать блокпосты, где раздают повестки. «Проблема в том, что государство мобилизует только простых людей. Ни один человек из правящей партии не воюет. Я уже не говорю о приближенных к офису президента и о нем самом. Обществу очень важно увидеть, что война — это дело всех, в том числе друзей президента», — комментируют пользователи соцсетей.
Основатель исследовательской социологической компании Active Group Андрей Еременко говорит, что вопрос мобилизации в последнее время больше не является объединяющим фактором для общества, как это было в начале полномасштабного вторжения России. Вместо этого она стало все больше разделять людей.
Active Group все это время отслеживает тенденции восприятия мобилизации населением. «Мы заметили, что людей, отвечающих (по поводу мобилизации. — Ред.) «скорее да или скорее нет», все меньше, а тех, кто отвечает «абсолютно да или абсолютно нет», — больше. Это свидетельствует о поляризации общества по этому вопросу», — заявил DW Еременко.
По его словам, у украинцев появилось чувство страха и принуждения к мобилизации. Согласно последнему опросу Active Group от середины декабря, более 70% украинцев не поддерживают принудительную мобилизацию. За нее однозначно выступают лишь 3%, допускают при определенной ситуации — 12,5% респондентов. При этом, по словам Еременко, около 62% признают наличие проблемы с мобилизацией.
Провал коммуникаций
О проблемах с нехваткой людей в армии говорит как военное руководство, так и эксперты. По словам главы Центра военно-правовых исследований Александра Мусиенко, мобилизация нужна для доукомплектования подразделений, понесших потери, проведения ротации на передовой, замены демобилизуемых по возрасту и состоянию здоровья людей и для формирования резерва с целью новых контрнаступлений
«Все поддерживают деоккупацию захваченных территорий и соглашаются, что ВСУ должны выйти на международно признанные границы Украины. Но для этого нам нужно закрывать запросы, которые поступают от военных по поводу оружия и людей», — отмечает Мусиенко.
И указывает на то, что власти с самого начала неправильно подошли к коммуникации с обществом по поводу мобилизации. Когда закончился поток добровольцев, с первых дней стоявших в очередях у военкоматов, упор делался на принуждение. Мусиенко приводит пример разошедшихся по Сети видео, на которых заснято, как сотрудники ТЦК хватают мужчин на улицах и в спортзалах и раздают повестки на блокпостах.
По его словам, мобилизация показывается в негативном контексте: «Еще и вносятся дискриминационные законопроекты, которые ограничивают конституционные права. Или в очередной раз вбрасывают информацию о мобилизации женщин или принудительном возвращении мужчин из-за границы. Это все не способствует мобилизации». Кроме того, Мусиенко указал на большое количество фейков о принудительной мобилизации, появляющихся после каждой законодательной инициативы в этой сфере и распространяющихся через соцсети, которые Россия часто использует для информационных операций.
Что может сработать?
По мнению экспертов, принуждение к мобилизации следует изменить на формирование мотивации идти служить в армию. Этому будет способствовать прежде всего смена характера информационной кампании по мобилизации и развертывание курсов довоенной подготовки в регионах, где желающие могли бы изучить азы военного дела, параллельно обсуждая с демобилизованными ветеранами плюсы и минусы службы в армии.
Кроме того, говорят эксперты, серьезно изменить отношение к мобилизации может совершенствование системы рекрутинга — когда военнообязанному предлагают перечень вакансий и подыскивают конкретное подразделение, где ему будет комфортнее служить. При этом после того, как человек уже определился со своими приоритетами, ему оказывается помощь в подготовке к службе.
Владислав Грезев, основатель и глава рекрутингового агентства Lobby X, сотрудничающего с Минобороны Украины, говорит, что сейчас добровольный отклик на конкретную военную вакансию работает. «Пока динамика у нас положительная, каждую неделю увеличивается число добровольцев и вакансий от подразделений, но эта динамика остановится, когда военнообязанные узнают о других возможностях. И дальше увеличивать количество добровольцев можно будет лишь качественными изменениями самой системы», — объяснил Грезев «Укринформу».
Александр Мусиенко считает, что военному руководству также нужно провести закрытый мониторинг эффективности работы командования бригад, чтобы выявить проблемы во взаимодействии с личным составом и решить их. Это, по его мнению, может поднять мотивацию к мобилизации именно в те подразделения, где командование ответственно и уважительно относится к бойцам.
В свою очередь, зампредседателя комитета Рады по вопросам информационной политики, депутат от «Слуги народа» Евгения Кравчук в эфире национального телемарафона заявила, что законопроект о мобилизации не будут выносить на рассмотрение в том виде, в котором он поступил. По словам Кравчук, будет подготовлен компромиссный вариант.