Социальные сети – одно из самых потрясающих изобретений информационного века. Для обычного человека это возможность расширить коммуникации для творчества и работы, образования и изменения качества жизни.
Однако у любой медали есть две стороны. Частое использование социальных сетей у некоторых людей может негативно сказываться на психическом и физическом здоровье. В книге «Формула грез. Как соцсети создают наши мечты» исследовательница медиа и культуры селебрити Катя Колпинец рассказывает, почему образы идеальной жизни, формирующиеся в социальных сетях, влияют на многие аспекты нашей жизни: от работы и отдыха до отношения со своим телом и другими людьми.
Ламповая аэробика и цифровой экстремизм
Любимый прием инстаграм-врачей и диетологов – постоянно напоминать о том, что внешняя привлекательность и есть здоровье. Знаменитости и раньше выступали в качестве консультантов по ЗОЖ – достаточно вспомнить Джейн Фонду, главного фитнес-эксперта поколения VHS.
В случае блогеров, называющих себя врачами, их собственная внешность служит главным доказательством, что рекламируемые препараты работают, а витаминами, правильным питанием и БАДами можно вылечить от всех болезней.
В 2019 году Центр по контролю и профилактике заболеваний США сообщал о 23 тысячах вызовов неотложной помощи ежегодно в результате отравления пищевыми добавками.
Более чем половине пострадавших, которые пытались с помощью таких препаратов сбросить вес, было от 5 до 19 лет.
Многочисленная критика пищевых добавок не мешает сотням американских блогеров заниматься их продажей, в их число входит и семейство Кардашьян, предлагающее подписчикам приобрести леденцы и чаи для похудения.
Ужасы селфхарм контента
Количественное исследование сообществ анорексиков в Tumblr, проведенное в 2015 году учеными Технологического университета Джорджии, показало, что постов на темы экстремального похудения и доведения себя до анорексии на платформе в пять раз больше, чем постов, сообщающих об опасностях диет и анорексии. Несмотря на то, что в Tumblr на тот момент действовала политика в отношении селфхарм контента, когда пользователя перенаправляли на сайт кризисной службы для анонимного разговора с волонтером либо на сайт Национальной ассоциации расстройств пищевого поведения NEDA, количество контента о диетах оставалось стабильно высоким.
В России распространение идеи экстремальной худобы среди подростков во многом связано с сообществом «40 кг» во вконтакте. Сегодня паблик, чье название уже стало именем нарицательным, насчитывает 5 миллионов подписчиков. Это популярная и коммерчески успешная группа о похудении. В 2011 году 20-летняя администратор паблика Маргарита Асланян умерла, упав в голодный обморок и задохнувшись от того, что ее язык запал в горло и перекрыл дыхание. Незадолго до смерти она похудела с 66 до 39 килограмм.
Новояз похудения
Запрос «анорексия» вконтакте выдает 1790 результатов, часть из групп – закрытые. У подписчиц подобных групп в ходу собственный сленг: анорексия – «ана», булимия – «мия», потеря веса – «отвес», набор – «привес». Админы ана-групп ежедневно постят мотивационные картинки о пользе похудения и советуют подписчикам при возникновении мыслей о еде больно щипать себя за руку – ведь «чтобы быть худой, нужно страдать».
В группах, подобных «40 кг», люди делятся друг с другом способами быстро сбросить вес. Например, неделю сидеть на горьком шоколаде и черном кофе без сахара. Или выпивать каждое утро стакан кипятка с лимонным соком. Также популярен антидепрессант «Флуоксетин», один из побочных эффектов которого – потеря аппетита. «Флуоксетин» продается только по рецепту, поэтому в группах активно продают как сам препарат, так и действующие рецепты.
Эй, посмотри на меня!
Еще один распространенный блогерский штамп в рекламе диет и БАДов – показать, как это работает на собственном примере. Парадокс в том, что чем быстрее и чудодейственнее будет преображение, тем охотнее в него поверят подписчики.
В 2009 году у жительницы Мельбурна Белл Гибсон диагностировали рак мозга. Ей оставалось жить четыре месяца, но лучевой и химиотерапии Гибсон предпочла альтернативную медицину. С помощью строгой оздоровительной диеты и терапии Герсона (кофейные клизмы, соки из сырых овощей и вегетарианское питание) ей удалось побороть рак.
История исцеления моментально принесла австралийке 200 тысяч подписчиков в Instagram. В 2013 году ее собственное приложение The Whole Pantry с рекомендациями по питанию и руководствами по здоровому образу жизни в первый же месяц вышло в топы в AppStore, а к концу года оно было названо «Лучшим приложением еды и напитков Apple».
Бренд принес Гибсон 500 тысяч австралийских долларов, контракт с Penguin Books на сумму 132 тысячи долларов и награду журнала Cosmopolitan Fun Fearless Female. Находясь в зените славы, Гибсон сообщила, что пожертвовала 300 тысяч долларов из своих доходов на благотворительность.
Чуть позже выяснилось, что у Белл Гибсон никогда не было рака, благотворительность оказалась фейком и способом уйти от налогов.
Продажи ее книги были приостановлены, а приложение удалено из AppStore. Федеральный суд Австралии признал Гибсон виновной в мошенничестве и обязал выплатить 410 тысяч долларов штрафа.
Токсичная Бейби
Блогер Вани Хари в 2011 году начала вести блог Food Babe, где придирчиво изучала этикетки американских продуктов питания на наличие токсичных химических веществ. Несмотря на отсутствие медицинского образования, Хари довольно быстро стала влиятельной фигурой в американском здравоохранении. Ее история повторяет траекторию Белл Гибсон – путешествие к «здоровью» с помощью диеты.
Хари неоднократно подвергалась критике со стороны научного сообщества, ее обвиняли в продвижении лженауки, но ее блог продолжает расти, книги – выходить, о ней пишут NYT и The Wall Street Journal. Миллионы ее фанатов, называющие себя Food Babe Army, подписывают онлайн-петиции с требованиями к американским продуктовым гигантам вроде Starbucks, Subway и Coca-Cola исключить из их продукции ингредиенты, которые создательница Food Babe сочла опасными.
Армия трансгуманизма
В России подобный подход до сих пор олицетворяет блогер, «биохакер и трансгуманист» Елена Корнилова, публиковавшая в своем инстаграме схемы по приему различных добавок, якобы способных вылечить все болезни: от ожирения до аллергии.
Корнилова – бывшая модель, но в соцсетях позиционировала себя в качестве дипломированного биолога. После публикации расследования ученых Петра Талантова и Михаила Гельфанда в 2019 году стало известно, что «дипломы» были фейком, а сама Корнилова не имеет никакого образования.
По мотивам расследования на нескольких популярных ютуб-каналах вышли видео с названиями типа «Врачи-убийцы из инстаграма». После разоблачения блогер-биохакер проигнорировала всю критику в свой адрес, на время скрыв комментарии. На апрель 2021 года блог Корниловой насчитывает 500 тысяч подписчиков. Она по-прежнему рекомендует добавки и схемы для похудения.
Вероятно, самым известным лжемедиком русскоязычных соцсетей остается Наталья Зубарева. Несмотря на многочисленные разоблачения (лауреат антипремии «Почетный академик ВРАЛ», присуждаемой за достижения в области лженауки) и сюжеты на федеральных каналах, на ее блог в Instagram подписаны 4,5 миллиона человек. Описание в шапке профиля гласит: «Первый интегративный доктор в инстаграме. Автор бестселлеров, основатель первой Академии Здоровья». Зубарева – врач-терапевт, называющая себя также эндокринологом, диетологом, детским диетологом и спортивным нутрициологом.
Все средства хороши?
В США в качестве ответа на растущее число фейковых специалистов местные врачи запустили хэштег #VerifyHealthcare с целью побудить медицинских работников указывать свою квалификацию, дипломы и сертификаты в соцсетях, чтобы пресечь распространение лженауки и не вводить подписчиков в заблуждение. Флэшмоб возглавили Остин Чанг, доктор медицинских наук, гастроэнтеролог из Филадельфии, и Майк Варшавски из Нью-Йорка с ником Доктор Майк с четырьмя миллионами фолловеров.
Несмотря на благие намерения, даже настоящие врачи, разоблачающие лжемедицину в соцсетях, используют ту же растиражированную эстетику идеальных лиц и тел, что Корнилова, Вани Хари или Емельян Брауде. Доктор Майк отличается от Натальи Зубаревой только наличием диплома о медицинском образовании – в остальном в его аккаунте тот же самый поток красоты, успеха и позитива. Те же миллионы подписчиков и десятки тысяч лайков.
Идеализированный образ уравнивает в правах фальшивых и настоящих медиков, продолжая работать на БАДы для похудения и подпольную пластическую хирургию, а не против них.
Подробнее читайте: К. Колпинец. «Формула грез. Как соцсети создают наши мечты. 2022 г.