Недавно казахстанские СМИ много и с удовольствием писали о конфликте предпринимателя с рэкетирами в Алматы. Писали до тех пор, пока правоохранительные органы не опровергли информацию, заявив, что рэкет тут не при чём. Неужели, кому-то не хватает суровой романтики тех лет? Если так, то специально для ностальгирующих, а также для тех, кто девяностые не застал, но слышал про «новых казахов», крутиков на «шестисотых меринах» и братков с золотыми цепями поверх спортивных костюмов, вспоминаем сегодня один из главных атрибутов того времени – малиновый пиджак.
Спустя годы были определены и выдвинуты сразу несколько версий небывалой популярности этого малинового чуда. Одна из них гласит, что после того, как «железный занавес» рухнул и бывшие советские люди начали выбираться за границу, особо продвинутые попали в Париже на показ от кутюр знаменитого французского дома моды Versace. Там-то и были впервые продемонстрированы малиновые пиджаки в сочетании с тёмными брюками. Дело было в 1992 году и, дескать, проникнувшиеся красотой наиболее успешные в бизнесе криминальные элементы завезли тренд на территорию СНГ.
О своём первенстве в ношение малиновых пиджаков заявляли и знатоки телевизионного клуба «Что? Где? Когда», игры которого, кстати, и тогда, и сейчас транслируют в Казахстане. Причём носила такие пиджаки самая элита клуба, лучшие игроки, которые именовались «бессмертными». Может быть, именно это звание кому-то из крутиков пришлось по вкусу, кто знает. А может кто-то из братков просто был большим поклонником интеллектуальной передачи. Конечно, в это не особо верится, но всё-таки больше, чем в третью версию.
А третья версия предполагает, что моду на малиновый пиджак заложил основатель самой большой финансовой пирамиды того времени «МММ» Сергей Мавроди. Именно в красивом малиновом пиджаке с голубого экрана он поздравил своих вкладчиков с 1994 годом. Но мало того, что Мавроди не тянет на законодателя моды, так и у нас в Казахстане в то время уже были свои денди. И хотя филиалы «МММ» в республике существовали и наши граждане тоже потеряли тогда сбережения в этой очень масштабной афере, вариант с Versace, согласитесь, выглядит куда элегантнее.

Что касается наших собственных казахстанских денди, то приобщать соотечественников к моде в своё время активно начал недавно вновь активизировавшийся в политическом пространстве Булат Абилов. Именно Бутя сумел привести в Алматы настоящий Adidas и открыть в городе первый официальный магазин знаменитого производителя спортивной одежды в сентября 1993 года.
Купить настоящие кроссовки и костюмы Adidas в магазине на Сейфуллина тогда можно было за доллары, рубли, а вскоре уже и за тенге. Но лишь немногим это было по карману. Что же касается малинового пиджака, то особо безбашенные и дерзкие могли дополнить им как раз спортивный костюм. Правда не «от Бути», а более доступный, поддельный. Благо эти костюмы, как и сами малиновые пиджаки, на алматинские барахолки исправно завозились из Турции и Китая нашими трудолюбивыми «челноками».
У малиновых пиджаков был быстрый и стремительный модный взлёт, но также быстро из атрибута хозяина жизни они превратились в символ тупого «быка на распальцовке». А потом и вовсе остались лишь в анекдотах и на фотографиях. На одной из фото в малиновом пиджаке, кстати, запечатлён президент соседнего государства. Да-да, если погуглить, то фото найдётся.
Ушла в прошлое «малиновая история», а сами «крутики» и «братки» распределились совершенно по разным направлениям. Кто-то на вечный покой под вычурными памятниками, типа «мерина» из гранита, или позолоченного трона с восседающим на нём босом. А кто-то легализовался, так сказать, переквалифицировался и нынче является уважаемым бизнесменов, или даже успешным чиновником. Эти люди сумели практически избавиться от былого криминального шлейфа, а в одежде теперь предпочитают респектабельную и сдержанную классику. Вот только страсть к дорогим «котлам» у многих осталась. Впрочем, это уже совсем другая история…