По крайней мере об этом может свидетельствовать записная книжка художника и ученого, анализ которой сделали исследователи из Калифорнийского технологического института.
Человек эпохи Возрождения
В своих заметках да Винчи описывает эксперимент с кувшином, наполненным водой или песком. В процессе движения содержимое высыпалось или выливалось. Ученый отметил, что вода или песок не будут падать с постоянной скоростью, они будут ускоряться. Также он показал, что после падения материал перестает двигаться по горизонтали, поскольку на него больше не влияет кувшин, а ускоренно падает вниз под действием силы тяжести.
Леонардо пытался сформировать математическое уравнение, которое описывало бы это ускорение, но как полагают авторы исследования, зашел в тупик. Тем не менее гений, живший с 1452 по 1519 годы, опередил свое время в физике. Ему просто не хватало инструментов для формулирования окончательного закона. Используя геометрию, он максимально близко подошел к открытию законов гравитации. Компьютерное моделирование показало, что если бы ученый провел описанные эксперименты, он мог рассчитать значение ускорения свободного падения с точностью до 97%.
Напомним, гипотезу, что расстояние, пройденное падающим объектом, пропорционально квадрату времени, Галилео Галилей выдвинул только в 1604 году, а в середине XVII века Исаак Ньютон расширил эту теорию, чтобы разработать закон всемирного тяготения.
Универсальные люди
Эпоха Ренессанса подарила большое количество людей, сумевших прославиться благодаря энциклопедическим знаниям сразу в нескольких научных дисциплинах. Итальянский художник, скульптор и архитектор Леонардо да Винчи – лишь яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis). Один из крупнейших представителей искусства Возрождения известен также как ученый (анатом и естествоиспытатель), изобретатель, инженер, писатель и музыкант.
Сегодня таких людей называют полиматы. Не путать с доморощенными политологами и диванными экспертами. Полимат – это человек, компетентный минимум в трех разных областях и умеющий интегрировать эти знания воедино, что помогает ему стать эффективнее в области основной работы.
Историк культуры и медиевист Питер Бёрк в недавно вышедшей книге «Полимат: История универсальных людей от Леонардо да Винчи до Сьюзен Сонтаг» рассказывает, что наука сегодня знает о полиматии и людях, подходящих под это понятие.
Ученый-многостаночник
Питер Бёрк уверяет, что совсем немногие из знаменитых «людей Возрождения» могут считаться полиматами в строгом смысле слова. Однако в тот период в Европе было много разносторонних ученых, которых называли «многознающими» или «людьми многих познаний».
Такое явление объяснялось требованиями к ученому. К примеру, чтобы преподавать в университете, он должен был владеть как минимум пятью дисциплинами. Эразм Роттердамский – самый известный гуманист, также прекрасно разбирался в филологии и теологии. А Филипп Меланхтон, которого сегодня помнят прежде всего как теолога и ближайшего соратника Лютера, преподавал риторику и греческий язык, математику и астрономию, анатомию и ботанику.
Особенно стремился к универсальности знаний Джованни Пико делла Мирандола. Его знаменитая «Речь о достоинстве человека» — своего рода манифест ренессансного гуманизма. Но его интересы простирались гораздо дальше. Пико утверждал, что математика есть «метод изучения всего, что может быть познано», а в жизнеописании, написанном его племянником, Пико выведен как «знаток в любой науке».
Пять европейских полиматов
Внушительное количество людей современников да Винчи, Меланхтона и прочих являются, по мнению Бёрка, хорошими претендентами на роль полиматов эпохи Ренессанса. Но среди прочих автор выделяет пятерых властителей дум, оказавших влияние на интеллектуальное и духовное развитие европейских стран.
Генрих Корнелиус Агриппа (1486–1535)
Генриха Неттесгеймского, взявшего имя Агриппа в честь основателя своего родного города Кёльна, считают прототипом символа всезнания, доктора Фауста. В пьесе Кристофера Марлоу Фауст хвастается, что станет «столь же хитроумным, как Агриппа» (в те времена слово «хитроумный» относилось к знаниям в целом).
Прежде чем заняться науками, Агриппа прошел военную и дипломатическую службу, поработал врачом. Его интересы включали в себя теологию, философию, право, медицину, алхимию, магию и тайное учение каббалы.
Агриппа, называвший себя «пожирателем книг», много почерпнул из трудов Плиния Старшего и составил комментарий к Раймунду Луллию. К числу написанного им принадлежат «О тщете наук», общий обзор человеческого знания со скептических позиций, «Оккультная философия», трактат о магии (природной, небесной и культовой), в котором автор утверждает, что она может разрешить проблемы, поднятые скептиками. Подобно Герберту Орильякскому, Роджеру Бэкону и Альберту Великому, Агриппа вызывал неоднозначное отношение, в котором сочетались восхищение и настороженность.
Жан Боден (1530–1596)
Жан Боден описан историками как «бесспорный интеллектуальный авторитет конца XVI столетия». Своей славой он во многом обязан сочинению о государстве «Шесть книг о республике», в котором высказывается в поддержку абсолютной монархии. Книга сочетает в себе политическую теорию с тем, что много позже будет названо политологией, предлагая передовой для своего времени сравнительный анализ политических систем.
В «Методе легкого познания истории» — руководстве для студентов, написанном в форме библиографического очерка, Боден связывает изучение истории с изучением права, рекомендуя сравнивать законы «всех или самых знаменитых обществ», чтобы выбрать из них лучшие. Идеальный юрист, с его точки зрения, представляет собой «живую энциклопедию», а историку необходимо изучать географию (в том числе климат) и философию.
Боден также внес свой вклад в то, что сейчас называется экономической наукой. У него есть «веские основания считаться первым, кто сформулировал количественную теорию денег», изложенную в ответ на аргументы королевского чиновника, обеспокоенного ростом цен.
Будучи общественным и политическим деятелем, Боден приложил немало усилий, пытаясь положить конец войнам между католиками и протестантами во Франции.
Жозеф Жюст Скалигер (1540–1609)
Французского филолога и историка, итальянца по происхождению, при жизни прозвали Геркулесом научного сообщества. Иммануил Кант писал о «чудесной» памяти Скалигера, а позднее его именовали титаном учености. Скалигер был в основном филологом, несравненным примером эрудита из эрудитов, ставшим образцом для полиматов будущего.
Его издания классических произведений, от сочинений энциклопедиста Варрона до стихов Катулла, Тибулла и Проперция, отличаются не только блестящими правками текста, но и новаторством самого метода – Скалигер реконструировал историю текстовой традиции.
Он сочетал методы филологов-классиков с подходом юристов, чтобы сводить воедино разрозненные свидетельства. Издание древнеримской астрономической поэмы Марка Манилия подтолкнуло Скалигера к изучению истории этой дисциплины. Он также стал востоковедом, изучал иврит, арамейский и арабский языки. Все эти знания пригодились ему при написании главного труда – «Об исправлении хронологии», дополненного работой «Сокровищница времен».
Критически сопоставляя источники на разных древних языках и используя астрономические данные, Скалигер, как и Исаак Ньютон столетием позже, попытался устранить противоречия между греческой, римской, вавилонской и другими хронологиями.
Джон Ди (1527–1609)
Некоторые полагают, что английский ученый Джон Ди является прототипом главного героя пьесы Кристофера Марлоу «Доктор Фаустус» (как Агриппа, считающийся прототипом Фауста в оригинальной немецкой «Книге о Фаусте»).
До недавних времен Ди почти не попадал в поле зрения историков (тоже как Агриппа), поскольку занимался астрологией, ангелологией, магией, алхимией – дисциплинами, которые больше не воспринимаются всерьез современной наукой, несмотря на всю свою привлекательность для адептов оккультных знаний.
Но интересы Джона Ди распространялись и на математику, астрономию, философию, право, физику, навигацию и географию, которую он изучал в Нидерландах вместе со знаменитым картографом Герардом Меркатором.
Ди испытывал особый интерес к своим предшественникам, обладавшим энциклопедическими познаниями: Альберту Великому, Роджеру Бэкону, Раймунду Луллию и Пико делла Мирандола. Его библиотека была одной из богатейших для своего времени и насчитывала около четырех тысяч печатных книг и манускриптов, включая трактаты по архитектуре, музыке, древностям, геральдике, генеалогии, а также упомянутым выше дисциплинам.
В общем, «в стремлении к универсальному знанию он был совершенным человеком эпохи Возрождения», буквально «всенаучным».
Конрад Геснер (1516–1565)
За свою сравнительно недолгую жизнь (он умер в сорок девять лет) Конрад Геснер заслужил репутацию гуманиста, врача, естествоиспытателя и энциклопедиста. Его называли то «полигистором», то «Плинием нашей Германии», а позднее – «исполином эрудиции».
Геснер был профессором греческого языка в Лозанне. Он опубликовал ряд изданий древнегреческих текстов, но чаще всего его вспоминают в связи с составленной им обширной библиографией, дополненной биографическим словарем – «Всеобщей библиотекой». На 1300 страницах Гесснер собрал информацию о 10 000 сочинений 3000 авторов, писавших на латинском и греческом языках, составив бесценный справочник, который, помимо прочего, должен был послужить сохранению известных классических текстов и обнаружению новых. Позже Геснер написал «Митридат» — сравнительное исследование около 130 языков.
Хотя упомянутых достижений уже достаточно для одного человека, Геснер был еще и практикующим врачом в Цюрихе, а также, как и другие гуманисты его поколения, внес вклад в исследования природы и культуры. Он написал книги о животных (Historiae animalium, в пяти томах), термальных источниках (De Germaniae et Helvetiae Thermis) и окаменелостях (De Omni Rerum Fossilium Genere), а также оставил рукописи по ботанике.