В Казахстане существует как минимум два популярных рейтинга перспективных специальностей — от Центра развития трудовых ресурсов при Минтруда и НПП «Атамекен». Но если обе структуры, по сути, выполняют одну задачу, почему разнятся их данные? За кем следовать?
Итак, топ-10 профессий от подведомственной структуры Минтруда выглядит так:
- Бухгалтеры
- Охранники, инкассаторы и родственные профессии
- Продавцы магазинов и их помощники
- Учителя средней школы по общественным наукам и естественным наукам
- Водители и шоферы автомобилей
- Средний медицинский персонал по уходу
- Воспитатели в дошкольном образовании
- Уборщики и прислуга в отелях и аналогичных учреждениях
- Учителя начальной школы
- Уборщики в офисах
Именно на них наиболее высокий спрос на рынке труда, и эта тенденция сохранится в ближайшие пять лет.
По версии «Атамекена», перспективными до 2025 года как минимум будут:
- Швеи
- Повара
- Охранники
- Продавцы
- Разнорабочие
- Воспитатели
- Автомеханики
- Бухгалтеры
- Трактористы-машинисты сельхозпроизводства
- Менеджеры по продажам
Большая цифровая революция
А вот еще один топ-10 профессий будущего, сформированный экспертами московской школы управления «Сколково» в сотрудничестве с Агентством стратегических инициатив:
- Разработчик приложений, программист
- Инженер в промышленности
- 3D-дизайнер, веб-дизайнер, технический дизайнер
- Маркетолог, пиарщик, контент-менеджер
- Специалист по цифровой безопасности
- Специалист по градоустройству
- Биоинженер
- Эксперт по альтернативной энергетике
- Специалист в области автоматизированных систем
- Фермеры и агрономы
Сколковский список, кстати, сформирован с учетом того, на подготовку каких специалистов уже переориентируются ведущие вузы мира. Как мы видим,
разница с потребностями трудового рынка Казахстана гигантская – у нас больше уклон на прикладные трудоемкие профессии. В то время как западное образование все больше склоняется в область высоких технологий и цифровизации из-за растущих потребностей в программистах, инженерах и ITшниках
Значит ли это, что мы безнадежно отстали от «прогрессивного» мира? Нет! Директор Института зеленого и устойчивого развития при Казахском национальном аграрном исследовательском университете Рафис Абазов рассказал, почему.
— Рафис Фанисович, казахстанские абитуриенты в затруднительном положении. Они же видят тенденции мирового образования. Но местные рейтинги популярных профессий наглядно показывают, что на казахстанском рынке еще долго будут нужны рабочие руки. Как же быть, чтобы не ошибиться с выбором?
— В первую очередь необходимо ориентироваться на потребности казахстанского рынка труда, а также рынка образования. Тем более, что принятая в 2021 году Концепция «непрерывного образования в течение всей жизни» предлагает превратить громоздкую и традиционно неповоротливую систему высшего образования в гибкую, нацеленную на получение одним и тем же человеком не только традиционного диплома по основной профессии, но также навыков и компетенций, применимых в других отраслях экономики.
В разных странах разная траектория развития рынка труда. Какие-то государства уже на пороге индустриализации 3.0 и 4.0., где превалирует использование современных информационно-коммуникационных технологий, цифровая трансформация бизнес-процессов, инноваций и искусственного интеллекта для решения многих задач и проблем. Но это всего лишь «какие-то», а не все безусловно. Параллельно по-прежнему остаются страны, где превалирует сектор услуг с уровнем индустриализации 2.0: здесь развитие основывается на технологиях индустриальной эпохи – индустриальное производство, конвейер. Это естественный и объективный процесс.
На что мы ориентируемся в предсказаниях профессий будущего до 2030 года? На три наиболее популярные группы специальностей, идентичных по запросам рынка труда в мире в целом:
- программирование, цифровая трансформация
- автоматизация и адаптация новых технологий к реальному сектору экономики
- сектор услуг, которые оказываются бизнесу и обществу, пока не заменимые искусственным интеллектом
Человек против роботов
— Так вот, в течение следующих 4-5 лет по этим специальностям потребности международного рынка будут составлять почти 100 млн рабочих мест. То есть во многих странах мира административные профессии типа бухгалтеров, аудиторов и менеджеров постепенно уходят из ТОП востребованных за счет замены их роботами или искусственным интеллектом. В перспективе мир потеряет около 85 млн таких специалистов.
Вот такая мировая тенденция. С чем она связана? За рубежом очень дорогие рабочие руки, поэтому чтобы сэкономить на производстве, проще нанять команду программистов, которые оцифруют рабочий процесс для решения текущих проблем.
— Но в Казахстане бухгалтеры по-прежнему в топе. Получается, у нас слабые программисты, не способные последовать примеру своих зарубежных коллег?
— Все не так однозначно. Экономика Казахстана сложная и комплексная, в ней уже есть элементы и индустриализации 3.0. и 4.0. с использованием 5G, умного программного обеспечения, IСT, цифровая трансформация бизнеса и бизнес-инкубирования прорывных технологий. Но наибольший объем в экономике приходится на индустриальный сектор эпохи 2.0, который создает много рабочих мест (до 50-60%), и на сектор услуг, где технологичность объективно развивается медленнее.
Поэтому когда мы смотрим на предсказания Центра развития трудовых ресурсов, наши перспективные профессии до 2030 года значительно не совпадают с западными прогнозами.
Нам по-прежнему нужны рабочие руки для работы трудоемких отраслей, таких как добывающего сектора, первичной переработки ресурсов, для работы в агросекторе и сфере услуг
Но ведь в этих секторах Казахстан может производить и производит конкурентоспособную продукцию!
— То, что учителя, воспитатели, охранники и бухгалтеры по-прежнему будут обеспечены работой, хорошо. Но почему в топ-10 по версиям как Центра, так и «Атамекена» не вошли IT-специалисты и программисты?
— К сожалению, заработная плата в Казахстане невысока, поэтому реальному сектору дешевле содержать одного живого бухгалтера или менеджера, чем нанимать группу программистов, которые заменят человека искусственным интеллектом.
Низкий спрос на программистов и IT-специалистов в рейтингах популярных профессий (примерно 5% на рынке труда) связан исключительно с тем, что это достаточно специфические специальности
По ним работодатели пока еще или привлекают аутсорсинг (зарубежных специалистов), или зачастую готовят кадры в узкоспециализированных IT-центрах и академиях, а также в специализированных учебных заведениях по ускоренным программам (например, курс CICSO или Huawei 3-4 месяца). В то время как в классической системе образования это занимает 3-4 года.
Кстати, эта тенденция демонстрирует проблему нехватки инвестиций в образование. Но поскольку технологические революции не происходят в один день, а случаются по принципу накопления инноваций, у меня ощущение, что Казахстан как раз находится на этапе накопления.
Во-первых, мы видим, что у людей на руках все больше суперсовременных гаджетов, которыми они научились управлять с наибольшей пользой. Во-вторых, все больше суперсовременного оборудования используется в образовании. То есть на разных уровнях происходит накопление IT-потенциала. В-третьих, медленно, но верно идет цифровая трансформация бизнес-процессов (Каспи и Халык, например). Возможно, в течение 3-4 лет произойдет прорыв, который уже пережили другие страны мира.
С перспективой на будущее
— Главный вопрос: следует ли молодежи сейчас при выборе профессии ориентироваться на местные рейтинги профессий, если мы на пороге прорыва?
— Скорее да, чем нет. Все равно Казахстану еще потребуются время и большие инвестиции в социальную инфраструктуру, образование и в новые технологии, прежде чем они будут такими же распространенными, как в развитых странах — Западной Европе, США, Южной Корее, Японии и Сингапуре.
Но молодежи я бы рекомендовал думать не только о сегодняшнем дне (то есть о перспективах трудоустройства сразу после окончания вуза), но и о послезавтрашнем (на пятилетний период после получения диплома). Поэтому в обучение нужно обязательно добавлять компонент освоения новых технологий
Основатель Microsoft Бил Гейтс говорил: «Если вашего бизнеса нет в интернете, то вас нет в бизнесе!»
Можно комбинировать теоретические и практические знания по основным профессиям с цифровыми. Допустим, в форме альтернативного обучения на каких-нибудь курсах, участия в стартапах, хакатронах, ИКТ бизнес-проектах и использовать многие другие возможности.
— Наверное, проще было бы системе образования самой сопровождать свои учебные программы даже по самым приземленным специальностям цифровыми дисциплинами. Раз уж тенденции таковы.
— Это верно, но пока сложно. Система высшего образования только-только перестраивается к академической свободе. Кроме того, есть дисбаланс в нашем классическом треугольнике управления трудовыми ресурсами «госсектор — система образования — частный сектор». Между ними должен быть непрерывный и продуктивный диалог на одном языке, это подтвердил опыт азиатского экономического чуда.
От теории к практике
— Может быть, проблема в том, что Казахстан традиционно реформирует все подряд без какой-то преемственности? Нет предсказуемости — нет результатов.
— Если вы имеете в виду какие-то длинные сроки планирования, то мир давно перешел на индикативное среднесрочное планирование, которое показывает себя более продуктивно. К примеру, Центр развития трудовых ресурсов такому принципу и следует.
Рассмотрим в качестве примера сельское хозяйство. В теории, в проектах и на чертежных столах уже есть очень много прогрессивных научных проектов по использованию дронов и компьютерных технологий в управлении производством. А вот адаптация этих исследований под практическое использование отсутствует.
В результате мы только в теории знаем, что в Казахстане, испытывающем на большей его территории серьезные проблемы с нехваткой водных ресурсов, можно весьма успешно развивать умные микрофермы и микротеплицы прямо в городах и внедрять искусственный интеллект и в городах, и в сельской местности для эффективного управления водными ресурсами. Новые технологии уже можно применять в сфере туризма и общепита. Но все требует инвестиций. Технологичность — дорогое удовольствие.
В 2022 году, например, Центр развития трудовых ресурсов опубликовал данные, согласно которым 52% рабочих мест в Казахстане находятся под угрозой автоматизации и не менее 20% специальностей скоро просто исчезнут
Многие страны мира уже столкнулись с аналогичными проблемами еще в начале XXI века, поэтому стали не только мониторить рынок труда, но и заранее строить образовательные модели для цифрового столетия и Атласы профессий будущего.
Но перед нами сейчас стоят совсем другие задачи. Исследования, проведенные местными и зарубежными экспертами, обратили внимание на то, что в Казахстане недостаточно развито практическое обучение предпринимательству — например, проектное управление или обучение по конкретным направлениям. В том же агробизнесе, условно, студенты и преподаватели должны участвовать в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Это же касается и других отраслей реального сектора — социального предпринимательства, экотуризма и даже зеленого производства.
Но все сводится, естественно, к формированию новых подходов к эффективному управлению инвестициями и переводом их в практическую плоскость
Можно придумать тысячи бизнес-идей, но чтобы они работали, следует создавать привлекательные условия для предпринимательства (в том числе и кадровые) и создавать благоприятную бизнес-среду (в том числе и технологическую). Вот этот важный момент как раз, на мой взгляд, должен быть предметом диалога в треугольнике «госсектор — высшее образование — частный сектор».