Есть традиции протеста, которые умело используют локальные элиты и теневые структуры, чтобы шантажировать власти. Об этом говорит известный политолог Данияр Ашимбаев на своем телеграм-канале.
Дословно:
Спор компаний
«Условно говоря, компания А несколько лет обслуживала тендеры нефтяной компании. В прошлом году ей пришлось поделиться с компанией Б, куда во избежание конфликтов приняли часть рабочих из А.
В этом году тендер выиграла А и предложила трудоустройство тем, кто работал в Б на тех же условиях. Коллектив Б вдруг уперся и потребовал отдать тендер им или трудоустроить их в нефтяную компанию. Поскольку последнее явно невыполнимо ввиду ограничения вакансий и существования порядка их заполнения, то вопрос уткнулся в отмену тендера.
Понятно, что коллектив при переходе в А сохраняет прежние условия труда, но теряют хозяева и менеджеры.
И тут кто-то отправляет 200 человек в столицу, оплатив дорогу, питание, проживание, связь, палатки и т. д.
В столице им предлагают то же самое — трудоустройство в А на прежних условиях. Приехавшие отказываются, их арестовывают за незаконный митинг и отправляют домой за госсчет.
Дайте денег, а не работу
Честно говоря, тут ни забастовкой, ни трудовым конфликтом не пахнет. На родине тем временем
прошел митинг от имени нескольких тысяч безработных, которые требуют устроить их в нефтяную компанию без очереди, без учета вакансий и квалификации
Среди них немало тех, кто переехал в город специально для работы в «нефтянке», большинство — кандасы из Каракалпакии.
Работать на других работах они не хотят, ездить вахтовиками они не хотят, переучиваться и переезжать они не хотят
Доводы о том, что компания обслуживает почти исчерпанные месторождения, никому не интересны. Работа есть в коммунальной сфере, строительстве и в сервисных компаниях, но туда никто не рвется. Зато
есть традиция «местного протеста», которой можно шантажировать государство. И есть интересы местных элит и теневиков,
которые «протестом» могут достигать свои цели — например, манипулировать тендерами. А есть множество провокаторов, которые не могут сами мобилизовать электорат, но готовы раздувать эти протесты в своих интересах».