Павел Александров на своей странице facebook опубликовал любопытный пост, который иронично посвятил всем, кто любит обвинять в загрязнении воздуха… кого или что угодно. Например, автомобилистов.
В Казахстане продолжают суммировать загрязняющие вещества и на основе этих данных определять главный источник загрязнения воздуха. И метод этот, по словам Павла, в корне неверный.
При суммировании разных загрязнителей (PM, PM10, NO2, SO2, CO и т. д.) не учитывается их разная токсичность для человека
По данным ВОЗ, от PM2.5 страдает больше людей, чем от любого другого загрязнителя. Однако при суммировании всех выбросов данные о вкладе источников самых опасных загрязнителей, таких как PM2.5, остаются скрытыми.
Для примера рассмотрим отчет по Алматы, на который ссылаются госорганы — «Установление целевых показателей окружающей среды для Алматы» компании ТОО «Экосервис-С», выполненный по заказу Управления природных ресурсов и регулирования природопользования г. Алматы.
Согласно отчету
«…В 2016 году фактические эмиссии в атмосферный воздух в Алматы составили 122 234 т, из них:
- на долю транспорта приходится 65%
- на стационарные источники – 32%
- на частный сектор на твердом топливе – 3%»
Расчет проведен с суммированием выбросов всех видов загрязняющих веществ, не учитывая их различную токсичность для человека.
Транспорт в основном выбрасывает оксид углерода, который наименее токсичен на единицу массы тела. Если в отчете отдельно рассматривать каждое загрязняющее вещество, выходит, что
транспорт вносит только 1% в выбросы твердых частиц, а ТЭЦ — 68%




В марте 2020г без всяких исследований и подсчетов на химическом уровне , когда закрыли город на карантин и транспорт стоял , все сразу увидели какой чистый воздух стал в Алма-Ате. И при этом системы отопления работали ещё минимум месяц…И шашлычные и рестораны чадящие тоже были закрыты в основном…и никаких заумных подсчетов не нужно.