Фото: strategy2050
Финансовый эксперт Расул Рысмамбетов рассказал о перспективах обновления Казахстана.
Финансист написал статью, в которой подробно отразил перспективы обновления Казахстана и обозначил ключевые задачи правительства в этом вопросе. Своими наблюдениями он поделился в аккаунте Facebook.
Будет сломано много копий и позвоночников в поисках нового Казахстана. Кто-то из нынешних строителей не усидит до президентских выборов, а кто-то решит играть по-старому и вскоре вернется к старым привычкам.
Задолго до референдума хватило январских событий, чтобы понять, что люди не могут жить по-старому и не хотят. Поэтому с февраля 2022 года мы часто слышим в социальных сетях и СМИ: «Когда же будет Новый Казахстан?»
Так как в Казахстане многие вещи решает правительство в расширенном понимании, вся ответственность за обновление будет лежать на правительстве и президенте. Расширенное понимание – это правительство (премьер и министры), их аппараты, региональные акиматы, сотни РГП и частично квазигоссектор.
Долгие годы такое расширенное правительство создавало законы, ведомственные инструкции, обрастало солидным комом правил, что в какой-то момент не смогло двигаться, не смогло быстро решать проблемы людей. Авторы таких ползучих изменений сами порой запутывались и не могли преодолеть свои же барьеры, но в целом являлись бенефициарами выстроенной ими же системы.
Рискнем предположить, что сейчас госаппарат не силах переосмыслить себя, так как не может найти точку опоры вне себя, а попытки изменить себя постепенно обречены на провал, потому что для этого надо признавать свои же ошибки и нести ответственность, в том числе и уголовную.
Есть ли у нас стратегия? Куда мы двинемся и стоит ли что-то обновлять? И самое главное, кто этим будет заниматься?
Из последних примеров на пространстве СНГ можно показать реформы Саакашвили в Грузии, когда получив полноту власти, Михаил Саакашвили буквально за два-три года внес необратимые и непоправимые изменения в полотно власти. Правильнее будет сказать, что президент Саакашвили снес старую и выстроил новую систему.
В Грузии такие радикальные реформы понравились далеко не всем, однако в итоге получили самое популярное место для отдыха, открытое государство и радикально снизили уровень коррупции и преступности.
Когда Сингапур при Ли Куан Ю семимильными шагами мчался к успеху и строил азиатскую Швейцарию, было не до сантиментов и размышлений. Приняв коллегиальное решение в узком кругу, сингапурское правительство делало это не совсем популярными решениями.
Третий пример становления экономики Южной Кореи через военную диктатуру и противостояние с северным соседом немного жестковат и его лучше рассмотреть самостоятельно. Даже при правлении гражданского президента Ли Мен Бака подход к развитию государства был корпоративный, как в частной компании.
Акцент в этих примерах не на жесткость принятия решений, а на их подчиненность развитию страны. Главное, если реформы затягиваются, они обречены на извращение и застой.
Американский ученый и экономист Синтия Монтгомери предложила наглядный пример, как должна выглядеть стратегия.
Компания (в данном случае ТОО «Казахстан», которое хочет преобразоваться в АО «Казахстан») должна понять, какие три-пять основных приоритетов беспокоят акционеров, где эта компания себя видит в конце стратегического периода и какие виды вспомогательной деятельности для этого нужны.
Каждый вид вспомогательной деятельности – финансовой, кадровой, научной, производство — отдельно делится на такое же колесо и детально прорабатывается.
Никто не спорит, что такая сложная человеческая организация как государство сложнее, чем компания, однако при некотором отдалении можно найти сходство и применить корпоративные законы на стране. Тем более, что у Ли Мен Бака это вполне получилось. Он успешно применял законы бизнес-структуры как будучи мэром Сеула, так и президентом страны.
Давайте попробуем создать такое колесо для Казахстана, буквально широкими мазками.
Через 10 лет Казахстан должен стать самым комфортным для проживания среди стран СНГ и большинства стран Восточной Европы. При этом ряд городов должен быть более комфортен, чем большинство стран Западной Европы
Откуда такой бенчмарк? Потому что все стремятся покупать в Западной Европе недвижимость и вкладывать туда средства по трем простым причинам – там стабильное законодательство, низкая преступность и богатые люди.
И теперь после формирования такого видения (богатые люди, стабильное законодательство, низкая преступность) можно понять, какие важные вспомогательные функции должны превалировать.
Богатые люди – это экономика; стабильное законодательство – это понимающий Минюст, профессионалы в парламенте, справедливые суды. А низкая преступность – это профилактика, предупреждение, пресечение, то есть работа с молодежью, информационная работа в стране и умные силовые структуры.
Каждый из таких, можно сказать, лозунгов незамысловат, поэтому вне правительства должна быть структура, которая сможет декомпозировать понятие богатого человека до высоких доходов, растущей производительности, доступа к кредитным средствам для работы в Казахстане, инвестиционной привлекательности и других составляющих.
А уже правительство попробует увязать наши направления с индексами ОЭСР, ВТО и других приятных организаций. Однако индексы, показатели не должны замыливать нам глаза от основной цели. Если же правительству дать составлять видение и задачи, будьте уверены, что через год такой работы мы увидим невнятные быстроменяющиеся показатели, с десяток комитетов и комиссий, а также госпрограмму, которая тратит средства сильнее «Рухани Жангыру», ГПФИИР и «Сыбага» вместе взятых. Поэтому работа по целеполаганию должна вестись вне правительства.
Для решения вопросов кадрового голода в период реструктуризации работы фирмы в корпоративной практике есть три волны увольнений и три волны назначений
В первой волне увольнений уходят те, кто откровенно вредил общественному делу. Это коррупционеры, вредители, глупые, ленивые.
Во второй волне увольнений уходят те, кто не достигает поставленных задач и в целом затягивает многие вопросы. Это включает и тех, кто не подписывает документы в сроки и в чьей сфере нет прогресса. И здесь не так важно, что такому чиновнику «не давали работать», важно, что при нем не было никаких достижений. На государственных постах есть десятки приятнейших людей, чья улыбка освещает кабинеты и сердца подчиненных, однако если это единственное достижение, стоит поставить дополнительные лампочки, а на его место взять специалиста.
Обычно вторая волна увольнений начинается через квартал после первой, чтобы безработные лица первой волны могли мотивировать уцелевших.
Третья волна увольнений – это те, кто обычно уходит сам после полугода работы в обновляющейся компании, так как не готовы к быстрым изменениям.
Такие волны всегда в первом полугодии и на протяжении всей работы компании. Также в три волны идут назначения и прием на работу, чтобы полностью не обновлять состав и не остаться без институционального опыта.
Подобные меры достаточно стрессовые и далеко не все могут их осуществить, а осторожные руководители всегда хотят немного затянуть процесс. Однако из практики реструктуризации работы компании затягивание необходимых изменений — верный путь к банкротству.
Такие же три волны идут в инвестиционных операциях работы компании. Сначала закрываются убыточные проекты. Затем те, которые уже долгое время не приносят достаточно прибыли. Следом идут не отвечающие стратегии развития фирмы. А запускаются проекты низкорисковые, низкоприбыльные, долгосрочные, после которых идут на старт краткосрочные и конъюнктурные.
В логистике, экономике, сельском хозяйстве, недропользовании, образовании и безопасности есть отработанные схемы по улучшению ситуации. Увы, нет никакого особого казахстанского пути, все это придумано до нас, остается лишь адаптировать.
В каждой сфере и отрасли у нас должно быть четкое видение: такое колесо, квадрат или другой многоугольник.
Пока готовилась эта статья, глава государства выступил с рядом инициатив, очень важными и своевременными. Однако у нас нет времени и нет ресурсов продолжать нынешний убыточный курс экономики и нет возможности проявлять слабость и сомнения.
Не хотел бы огорчать депутатов, но мне кажется, что сейчас не то время, чтобы парламенту уходить в отпуск. За два месяца ежедневной работы можно и нужно провести работу по обновлению большой части законодательной базы. После парламентских выборов можно и отдохнуть. Да и правительству можно повременить с отпуском. Если парламент и правительство не чувствуют этого, рискну напомнить, что тут, в регионах кризис ощущается достаточно сильно, а раны января еще не затянулись. Нам предстоит десять лет напряженной работы.
Подводя итоги, Расул Рысмамбетов кратко объяснил суть описанного.
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…
20-21 октября по приглашению Касым-Жомарта Токаева Казахстан с государственным визитом посетит Президент Азербайджана Ильхам Алиев,…